Следователь в судебном процессе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Следователь в судебном процессе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Добиться справедливости будет достаточно сложно. Как мы уже и сказали выше, ритуальщики пытаются действовать наперёд. И стараются перехватить тело. Чтобы как раз взимать плату за транспортировку. И раскручивать клиента на другие услуги.

Комментарий к ст. 38 УПК РФ

1. Говоря о субъектах производства предварительного следствия, российский законодатель использует два разных термина: органы предварительного следствия (ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 37 и др. УПК) и следователь. Но если понятие органа предварительного следствия в законе только упоминается, но прямо не раскрывается, то следователь определяется как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (п. 41 ст. 5, ч. 1 ст. 38 УПК). В отличие от ранее действовавшего процессуального закона (ст. 125 УПК РСФСР) УПК РФ не именует следователя органом предварительного расследования, называя его просто должностным лицом. Это значит, что полномочия следователя ограничены в пользу органа предварительного следствия (следственного органа или следственного подразделения), представляемого его руководителем.

2. Основные права и обязанности, образующие процессуальный статус следователя, таковы:

1) принимать и проверять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144);

2) возбуждать уголовное дело и (или) передавать его руководителю СО для направления по подследственности (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 146);

3) отказывать в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148);

4) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 комментируемой статьи). В ст. 149 УПК, где речь идет о направлении уголовного дела после его возбуждения, не говорится о вынесении следователем специального решения о принятии дела к своему производству, однако по смыслу ч. 1 ст. 156 в постановлении о возбуждении дела следователь, дознаватель указывает о принятии им уголовного дела к своему производству;

5) заявлять самоотвод при наличии обстоятельств, исключающих его участие в производстве по делу (ст. 62);

6) самостоятельно направлять ход расследования. Закон не дает прямого ответа на вопрос, что понимать под направлением хода расследования или направлением расследования. См. об этом коммент. к ст. 39;

7) принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения или согласия руководителя СО (п. 3 ч. 2 ст. 38);

8) возбуждать перед судом с согласия руководителя СО ходатайство об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (ч. 1 ст. 165);

9) задерживать лицо по подозрению в совершении преступления (ст. 91);

10) в пределах своих полномочий избирать обвиняемому или подозреваемому меру пресечения (ст. 97);

11) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества, меры к неразглашению данных предварительного расследования (ст. ст. 160, 161);

12) составлять протокол о неисполнении участниками производства по делу своих процессуальных обязанностей и направлять его в суд для наложения на нарушителя денежного взыскания (ст. 118);

13) давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164, 210).

Кратко рассмотрим основные положения:

  1. Все запросы, поручения и постановления, оформленные следователем в рамках действующего законодательства, должны беспрекословно выполняться предприятиями, компаниями, бюджетными учреждениями, должностными лицами, которым они адресованы (статья 21 часть 4 УПК).
  2. Комментируемая статья описывает обязанности, возложенные на следователя при выявлении действий, нарушающих закон. В случае правонарушения следователь должен принять меры по устранению факта преступления, выявитьлиц, виновных в совершении преступления, принять и проверить информацию о готовящемся правонарушении (теракте, заговоре) в рамках своей компетенции, принять решение относительно его предотвращения, выносить постановление относительно прекращения уголовного преследования или иное решение относительно произошедшего действа.
  3. В отличие от органов дознания, у следователя нет права принимать оперативно-розыскные меры (ст. 40 кодекса), но есть полномочия, которые не входят в компетенцию дознавателя.
  4. Следователь имеет право выражать прокурору своё несогласие относительно его замечаний по поводу ошибок, выявленных в ходе предварительного следствия или его отводе от дела. Он может в письменном виде представить свои возражения руководителю следственного отдела, который проинформирует прокурора о выдвинутых следователем возражениях. Руководитель следственного отдела изучает все выдвинутые требования и возражения, и принимает решение об исполнении (неисполнении) таковых.Одновременно информируя о своём решении следователя и прокурора.
  5. Следак (разговорный вариант названия должности) должен беспрекословно выполнять все распоряжения и указания высшего руководства. Но если у следователя имеется иное мнение относительно ведения расследования, он вправе его отстаивать.
  6. Следователь может, не дожидаясь проведения необходимых действий органами дознания (ст. 157 УПК), начать предварительное следствие по правонарушению (в случаях, когда предварительное следствие является обязательным условием);
  7. Имеет право давать поручения дознавателю относительно проведения следствия или оперативно-розыскных мероприятий.
  8. Поручение – письменное требование на проведение определённых действий (оперативных или розыскных). Указание выступает дополнением к поручению и даёт пояснение,что нужно делать, чтобы выполнить поручение.
  9. В поручении указывается срок его исполнения, и нарушать его нельзя, поскольку бывают ситуации, когда нужно одновременно проводить розыскные действия (обыски). Просрочка исполнения поручения может нарушить весь ход расследования.
  10. Если в поручении не указан срок проведения следственных мероприятий,согласно п.1 ст. 152 УПК все необходимые мероприятия нужно провести в течение 10 суток.
  11. На каждое поручение следователя ему должен направляться письменный ответ от ответственного лица.

Правовой статус следователя в уголовном процессе определяется Уголовно-процессуальным кодексом. Согласно этому правовому документу, он относится к категории должностных лиц, осуществляющих предварительное следствие и другие функции в рамках уголовного дела. Специалисты данного профиля состоят на службе в Следственном комитете, Федеральной службе безопасности, правоохранительных органах, прокуратуре, а также службе по контролю за оборотом наркотиков.

Данный статус позволяет осуществлять свою деятельность, руководствуясь законодательством Российской Федерации, от имени и в интересах государства и его граждан. Также статус следователя в уголовном процессе регламентируется Конституцией РФ, нормативно-правовыми актами, международными договорами, которые прошли процесс ратификации в установленном порядке.

В рамках действующего законодательства правовое положение следователя в уголовном процессе накладывает ряд обязанностей, которые необходимо неукоснительно соблюдать:

  • Выявлять достоверные факты, которые свидетельствуют о совершении преступления.
  • Изобличить лицо, круг лиц, которые причастны к правонарушению, установить события преступления.
  • Принимать и проверять сообщения о готовящихся или уже совершенных фактах преступления, в рамках своих полномочий выносить по нему объективное решение.
  • После получения одобрения вышестоящего руководителя либо единолично (если законом на то нет препятствий) принимать решение о прекращении уголовного расследования.

Также в число обязанностей следователя входит рассмотрение всех заявлений, которые поступили по ходатайству от участников процесса в рамках расследования уголовного дела. Если у обвиняемого лица имеются несовершеннолетние дети, он обязан отдать их на попечение родственникам либо в специализированное государственное учреждение. Имущество, которое осталось без внимания, также должно быть сохранено, для чего предпринимаются определенные меры (например, опечатывание недвижимого имущества).

Данные о ходе расследования, результатах экспертиз и прочих сведений, относящихся к рассматриваемому делу, являются секретными и не подлежат огласке. Следователь должен воздержаться от дачи каких-либо комментариев в средствах массовой информации или социальных сетях. Все, что касается результатов и хода предварительного расследования в отношении несовершеннолетних, деталей личной жизни участников расследования, также не подлежит огласке. Исключительными являются случаи, когда разглашаемые данные могут быть озвучены третьим лицам (если это не противоречит интересам следствия), не нарушают права и законные интересы участников судопроизводства по уголовному делу.

Следователь в уголовном процессе

Следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим кодексом (п. 40 ст. 5 УПК РФ)

Следователь-криминалист — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству (п.40л УПК РФ)

Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел, а также следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделены равными процессуальными правами и выполняют одинаковые обязанности. Вместе с тем их компетенция в части расследования тех или иных уголовных дел (подследственность) законом разграничена и определяется с учетом специфики предмета расследования, отраженного в уголовно-правовой квалификации соответствующих деяний (ст. 151 УПК).

В обязанности следователя входит расследование преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, принятие мер к возмещению причиненного преступлением ущерба выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Для успешного решения поставленных перед следователем задач он наделен значительными правами.

Так, при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК, следователь вправе:

  • возбудить уголовное дело, о чем выносит соответствующее постановление (п. 1 ст. 146 УПК);
  • принять уголовное дело к своему производству либо передать его руководителю следственного органа для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 ст. 38 УПК);
  • самостоятельно направить ход расследования, принять решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК).
  • Действующим уголовно-процессуальным законом (ч. 2 ст. 29 УПК) установлено правило, согласно которому только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать определенные решения, связанные с ограничением личной неприкосновенности, неприкосновенности частной жизни, жилища, ограничением имущественных прав, а также временным отстранением подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК.
Читайте также:  Продление удостоверения охранника

Для успешного решения стоящих перед следствием задач целесообразно взаимодействие ведущего производство по делу следователя с работниками органов дознания. Такое сотрудничество должно быть основано на уголовно-процессуальном законе и предполагает их совместную согласованную работу при расследовании преступлений.

Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания выражаются в том, что случаях и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).

Вместе с тем необходимо отмстить, что следователь не может давать органам дознания поручения о производстве любого следственного либо иного процессуального действия. Так, в соответствии с действующим уголовно- процессуальным законодательством следователь сам должен осуществлять такие действия, как привлечение лица в качестве обвиняемого (ч. 1 ст. 171 УПК), его допрос (ч. 1 ст. 173 УПК), назначение экспертизы (ч. 1 ст. 195 УПК) и др.

Генпрокурор РФ Юрий Чайка является известным критиком следствия, так, в 2018 году он, высказав свою солидарность с Путиным в критике «следственных органов» в целом, сказал следующее и о следователях в частности:

«К сожалению, для многих наших следователей уголовно-процессуальное законодательство, нормы материального права — это космос. Если еще 20-25 лет назад следователь и преступник — это борьба интеллектов и кто кого переиграет, то сейчас все очень просто — СИЗО и особый порядок рассмотрения. Сегодня до 70 % дел рассматривается в особом порядке. И наступает деградация следователя, он считает, что может таким же образом реагировать на законные требования прокуроров, к сожалению», — сказал Чайка».

— Генпрокурор РФ Юрий Чайка, ТАСС от 21 февраля 2018 года.

Ранее, на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры, президент России Путин, обратив внимание на низкий профессиональный уровень российских следователей, сказал, что «следователи и дознаватели по делам, рассматриваемым в особом порядке, как известно, упрощают свою работу до предела».

Процессуальная самостоятельность следователя

Одна из привилегий статуса следователя, закрепленная законом, – наделение его определенной процессуальной самостоятельностью. Состоит в том, что.

  • При наличии со стороны прокурора требований об устранении нарушений при ведении следственной работы, ее исполнитель – работник следственного комитета – вправе аргументировано отказать прокуратуре (через обжалование заявления прокурора своему начальству).
  • При несогласии с решениями начальства (заключения по делу, мера пресечения для преступника, закрытие дела) следователь может начать процедуру его обжалования. На этот период действие решения начальства приостанавливается.

Уровень заработной платы следователя зависит от организации, в которой он работает. В Следственном комитете зарплаты выше, чем в прокуратуре и в органах МВД. В СКР платят от 45 до 85 тысяч рублей, в прокуратуре от 40 до 70 тысяч рублей, в ФСБ и полиции – от 30 до 45 тысяч рублей. Молодые специалисты обычно зарабатывают 25-30 тысяч рублей.

Впрочем, эти цифры во многом условные, поскольку на уровень оплаты труда конкретного работника, кроме места работы, влияют также доплаты:

  • за выслугу лет (от 20 до 70%);
  • за специальное звание (от 15 до 30%);
  • за особые условия труда;
  • за работу с секретными документами;
  • региональные надбавки (в Москве и крупных городах платят больше);
  • премии.

Также следователи имеют право на ряд установленных законодательно льгот:

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (до 15 дней);
  • ранний выход на пенсию с выплатой выходного пособия;
  • бесплатный проезд до места отдыха и в обратном направлении;
  • возможность за счет государства поправить здоровье в ведомственных санаториях;
  • компенсация средств, затраченных на аренду жилья;
  • устройство детей в детский сад вне очереди.

Сыщики, работающие в частных детективных агентствах, могут зарабатывать больше, чем в государственных структурах (до 70-100 тысяч рублей ежемесячно).

Следственный комитет: особенности работы

Не стоит думать, что помощник следователя — это некий доктор Ватсон, разгадывающий вместе со знаменитым следопытом сложные задачи. Если говорить начистоту, то стажер почти не играет никакой роли в работе специалиста. Это даже не правая, а левая рука сотрудника СК. В большинстве случаев стажер оформляет документацию, играет роль курьера, а также выполняет различные мелкие поручения своего непосредственного начальника. Все остальное время помощник следователя наблюдает за работой своего руководителя.

Читайте также:  Какую сумму нужно подтвердить молодой семье на 4-й квартал 2022 год

Если человек, недавно закончивший учебу, действительно хочет посвятить свою жизнь сыскному делу, то основной его обязанностью на первых этапах работы будет постоянное и внимательное наблюдение за профессиональной деятельностью своего наставника.

Помощник следопыта должен иметь юридическое образование. В своей работе он руководствуется статьями 144-145 УПК РФ, в которых сказано, что стажеру не дозволяется самостоятельное расследование серьезных уголовных дел. При этом работник должен исполнять все законные поручения своего наставника.

Следователь: задачи, деятельность и полномочия

Или как говорят на сленге – следак. Следствием у нас в стране может заниматься МВД, Следственный комитет и ФСБ.

Следствие нужно, чтобы изобличить всех виновных. Если оперуполномоченный выявляет сам факт преступления и ему не нужно устанавливать: кто виноват, кто не виноват. Он должен установить только факт и написать об этом раппорт. По этому рапорту, если вышестоящая инстанция — прокуратура согласится, будет возбуждено уголовное дело. А вот расследованием уголовного дела будет заниматься, как раз следователь.

Задача следователя:

  • установить всех причастных к преступлению;
  • установить их роль в данном преступлении;
  • привлечь их к ответственности, чтобы восторжествовал закон.

В основном он сидит в кабинете и постоянно допрашивает свидетелей и подозреваемых, проводит следственные действия.

Ему в помощь приданы оперуполномоченные и эксперты. Именно следователь допрашивает, назначает экспертизы, предъявляет, обвинение, избирает меру пресечения на срок следствия.

Свидетель в уголовном праве – это гражданин, которому известны некоторые сведения, значимые для дела. Этого человека вызывают в правоохранительные органы или в суд, чтобы он смог их предоставить.

Свидетелю присылают специальное извещение, которое не рекомендуется игнорировать. Физические лица должны являться в суд сами, а вот от имени юрлиц вправе выступать законные представители.

Если гражданин отказывается от предоставления информации, его могут даже привлечь к уголовной или административной ответственности.

Свидетелями обычно выступают граждане, которые находились на месте совершения преступления либо что-то слышали. Их показания тщательно оцениваются как следствием, так и судом, так как они могут быть необъективными или предвзятыми.

Во время судебного процесса свидетель должен описать все, что каким-либо образом имеет отношение к делу, избегая своей оценки. Участники процесса могут задавать ему уточняющие вопросы.

Иногда на свидетелей оказывают давление, в этом случае они имеют право рассчитывать на защиту со стороны правоохранительных органов.

В следующем разделе поговорим о тех обязанностях свидетеля в уголовном процессе и правах, которыми данное лицо обладает по ст.56 УПК РФ.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли отказаться от дачи показаний?
Отказаться можно, но только в ситуациях, предусмотренных действующим законодательством. Ст. 51 Конституции освобождает от дачи показаний против себя, а также против супруга и родственников первой степени родства.

Возможно ли присутствие адвоката при проведении допроса?
Присутствие адвоката допускается при допросе согласно действующего уголовно-процессуального кодекса. Он имеет право заявлять о нарушении прав свидетеля, что должно быть в обязательном порядке занесено в протокол допроса.

Как фиксируется дача показаний свидетелем?
Показания свидетеля записываются от первого лица и максимально дословно в протоколе допроса свидетеля. В документе фиксируются и вопросы, на которые свидетель не дал ответ по незнанию или отказался отвечать.

Возможно ли свидетельствовать не на русском языке?
Свидетель может свидетельствовать на своем родном языке, а также требовать переводчика.

  • Назначением следователя в уголовном
    процессе является осуществление
    предварительного следствия по уголовному
    делу. В связи с чем следователь вправе:
  • 1) возбуждать уголовное дело в порядке,
    установленном УПКРФ;
  • 2) принимать уголовное дело к своему
    производству или передавать его
    руководителю следственного органа для
    направления по подследственности;
  • 3) самостоятельно направлять ход
    расследования, принимать решение о
    производстве следственных и иных
    процессуальных действий, за исключением
    случаев, когда в соответствии с УПКРФ требуется получение судебного решения
    или согласия руководителя следственного
    органа;
  • 4) давать органу дознания в случаях и
    порядке, которые установлены УПКРФ, обязательные для исполнения письменные
    поручения о проведении оперативно-розыскных
    мероприятий, производстве отдельных
    следственных действий, об исполнении
    постановлений о задержании, приводе,
    об аресте, о производстве иных
    процессуальных действий, а также получать
    содействие при их осуществлении;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *