Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комиссия по списанию материалов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Также при формировании комиссионного состава нужно учитывать заинтересованность отдельных служащих. Матответственные сотрудники заинтересованы в том, чтобы в результате не было выявлено серьезных нарушений или недостач. Поэтому их нельзя включать в список, но они обязательно должны присутствовать в ходе процесса и наблюдать за тем, чтобы штат ответственно относился к своим обязанностям, не пропуская важных мелочей и деталей. Это регламентируется п. 2.3, 2.8 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49. Если такие работники будут входить в комиссию, ее результаты могут быть оспорены в судебном порядке.
Процесс проверки имущества и обязательства компании относится к бухгалтерскому учету на производстве. Поэтому основные положения о проведении содержатся в соответствующем законодательном акте ч. 3 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402. В нем указаны сроки, периодичность, что должно входить в процедуру.
Есть еще несколько постановлений, в которых прописываются законодательные нормы:
- Положение Минфин от 29.07.1998 № 34н.
- Методические указания по инвентаризации, Министерство Финансов от 13.06.1995 №49.
- Ст. 21 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Основные положения о том, как, когда и кем нужно проводить, содержатся в Методичке № 49. Однако игнорировать и другие постановления нельзя, прописанное в любом законе выполняется неукоснительно.
Образец приказа о создании инвентаризационных рабочих комиссий по участкам учета
На крупных предприятиях существует необходимость формирования нескольких групп инвентаризаторов. Нужно учитывать, что материально ответственные лица в конкретной области учета не могут быть проверяющими, но должны присутствовать при проведении инвентаризации. В таком случае требуется заменять одного или нескольких сотрудников на тех, что не заинтересованы в результатах.
Например, проверка производственного участка проводится административными рабочими, чтобы служащие цеха не были включены, и наоборот.
Сама процедура не сильно отличается от обычного создания приказа, единственное исключение составляет то, что надо четко разграничить зоны, а также в соответствии с каждым назначить проверяющих. Это можно сделать в формате таблицы или просто расписаться отдельными пунктами. Четкого установленного образца нет, разработка документа полностью ложиться на руководителей фирмы.
Обязательные данные:
- название и форма хозяйственной деятельности;
- номер распоряжения;
- нормативная база, в соответствии с которой назначаются ответственные;
- срок активности комиссии (на постоянной основе или для полной проверки);
- список работников, включенных в состав по каждой отдельной зоне ответственности (материальные ценности, нематериальные активы, расчеты с покупателями и др.);
- обязанности;
- должность и инициалы лица, ответственного за исполнение приказа;
- Ф. И. О и подпись инициатора.
Каждый из участников должен до начала проведения работ ознакомиться с документом и поставить подпись. Если кто-то из членов не может до старта явиться для выполнения возложенных на него обязательств, то следует издать дополнительное распоряжение о его замене.
Кто входит в комиссию (состав)
Вопрос о том, кто входит в комиссию по списанию материальных ценностей, решается каждым предприятием самостоятельно и закрепляется приказом или распоряжением. Состав комиссии может изменяться в процессе деятельности предприятия, поэтому нецелесообразно включать в положение указание на конкретные должности членов комиссии и их количество. Достаточно формулировки: «Состав комиссии ежегодно утверждается приказом директора». При этом в положении можно прописать алгоритм определения численности и состава комиссии.
При определении состава комиссии по списанию материальных ценностей значение имеют:
- разнообразие видов и наименований материальных ценностей на предприятии;
- интенсивность их использования;
- иные факторы (географическая разбросанность объектов, разветвленность управленческой структуры предприятия и т. д.).
В комиссию необходимо включать сотрудников предприятия, способных:
- оценить техническое состояние объекта списания в зависимости от сферы его применения (инженеры-теплотехники, механики, гидравлики, химики и др.);
- произвести экономическое обоснование нецелесообразности восстановления объекта или его составных частей, которые располагают информацией об остаточной стоимости объекта, степени его износа и другой необходимой учетной информацией (специалисты бухгалтерской службы, экономисты, финансисты и др.).
Для руководства комиссией назначается председатель комиссии из числа руководящего состава (заместители руководителей, главные инженеры, начальники подразделений / их заместители и др.). В комиссии участвуют также материально ответственные лица (п. 125 Методических указаний по бухучету МПЗ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, п. 77 Методических указаний по бухучету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).
Списание ТМЦ требует соблюдения определенного порядка действий:
Этапы списания | Что включает в себя этап |
Этап 1: Проведение осмотра | На данном этапе происходит тщательный осмотр подлежащих списанию материальных ценностей. |
Этап 2: Проведение технической экспертизы | Если это требуется, то проводится техническая экспертиза. |
Этап 3: Составление заключения | Составляя экспертизу, комиссия должна учитывать технические показатели, неисправность в работе которых и явилась причиной ликвидации. Заключение составляет относительно ремонта, модернизации, а также ликвидации ТМЦ. Подписывают заключение все члены комиссии и руководитель организации. На основании данного заключения составляется акт списания ценностей с выведением оборудования. |
Образец акта списания материальных ценностей
Например:
- для списания бензина используется Путевой лист по форме 0340022;
- для списания хозяйственного инвентаря Акт по форме 0504143;
- для списания кормов – Ведомость формы 0504203.
Акт для коммерческих организаций Унифицированные формы используют, как правило, госучреждения и бюджетные организации. В коммерческих фирмах бланк акта на списание запасов разрабатывают самостоятельно в удобной для себя форме. Но тем не менее, самостоятельно разработанная форма должна содержать определенный перечень информации:
- дату и место составления;
- председателя и членов комиссии и их должности (по общему правилу членов комиссии вносят в алфавитном порядке после указания председателя);
- наименование списываемых матзапасов, ед.
- наименование;
- единицы измерения;
- величина расхода;
- стоимость;
- действительный объем списывания;
- предназначение расходов;
- вид бухгалтерской проводки.
Основная цель комиссии по списанию ТМЦ
Важно! К основной цели создания комиссии по списанию ТМЦ относят необходимость проведения ревизии объекта списания, а также составление после этого акта.
При проведении инвентаризации комиссия выполняет свою главную задачу: выявляет степень изношенности ТМЦ, а также целесообразность их ликвидации. Кроме того, члены комиссии также должны выполнить следующее:
- выявить причины, которые привели к изношенности ТМЦ;
- осуществить расследование случаев исчезновения ценностей;
- определить ответственность за недостачу ТМЦ;
- определиться с возможностью списания ТМЦ;
- выявить остаточную стоимость ценностей списываемого имущества;
- осуществить контроль утилизации.
По указанной теме можно выделить несколько основных моментов:
- Перед списанием ОС в организации обязательно создается специальная комиссия, она должна провести тщательный осмотр основного средства и выявить невозможность его дальнейшего использования.
- Группа должна включать не менее трех человек, в состав которых входят руководители среднего звена и бухгалтера.
- Для утверждения состава, ее членов и председателя издается приказ.
- Распоряжение включает перечень членов группы, а также ее председателя. Также в нем конкретно прописываются обязанности.
- Все члены комиссии должны поставить свои подписи в приказе на утверждение. Также без подписи руководителя распоряжение нельзя признать действительным.
- Основными обязанностями членов являются осмотр ОС, выявление признаков невозможности дальнейшего использования имущества, определение факта необходимости списания, определение возможности использования отдельных деталей основного средства в дальнейшем на другом имуществе, оформление необходимой документации.
Кто вправе выступить председателем
Закон не накладывает ограничений на то, кто может быть председателем инвентаризационной комиссии: главное, чтобы он состоял в числе работников, кому прямо не запрещено входить в ее состав.
На практике это решает руководитель. Издавая приказ об утверждении ИК, он определяет, кто должен быть председателем инвентаризационной комиссии и кто войдет в нее вместе с ним. Такую обязанность обычно возлагают на:
- генерального директора;
- члена коллективного исполнительного органа;
- заместителя руководителя по хозяйственной части;
- главного бухгалтера;
- начальника структурного подразделения.
Письмо Минфина России от 19 мая 2020 г. N 02-07-10/41023 О возможности формирования состава инвентаризационной комиссии без участия в ней бухгалтера
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с пунктами 80 и 81 Стандарта «Концептуальные основы» инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным:
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следует отметить, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации, не содержат требований об обязательном наличии в составе инвентаризационной комиссии бухгалтера.
Учитывая изложенное, Департамент полагает, что порядок проведения инвентаризации, а также состав комиссии, должны быть урегулированы учреждением в рамках своего правового акта, учитывающего особенности проведения инвентаризации.
Одновременно обращаем внимание, что приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» не является нормативным правовым документом, требования которого обязательны при определении порядка проведения инвентаризации.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Списание товарно-материальных ценностей
Таким образом, списание ТМЦ проводится при наличии соответствующего основания, которым может являться любой документ, подтверждающий изношенность или устаревание имущества. С этой целью руководитель компании формирует комиссию для проведения инвентаризации, а также подтверждения того факта, что объект является неликвидным. Кроме того, основанием для ликвидации ТМЦ также может явиться продажа оборудования (обмен). В этом случае можно обойтись и без приказа, но создать комиссию придется в любом случае, так как потребуется остаточной стоимости оборудования.
Необходимость списания материальных запасов и ценностей с баланса предприятия обусловлена следующими причинами:
- завершение установленных сроков годности;
- значительный естественный износ материалов, не позволяющий применять их в работе и не поддающийся ремонту;
- потеря рабочих свойств активов вследствие влияния природных и техногенных факторов (высокие или низкие температуры, свет солнца и т.д.);
- невозможность дальнейшего использования имущества фирмы как следствие действий сотрудников предприятия;
- необходимость поддержания особых условий для сохранения имущества, несущих убытки активам предприятия.
Процедура списания производится как по утвержденному руководителем графику, так и внепланово, когда основаниями для нее стала потеря ценностей (или рабочих свойств) после воздействия сторонних факторов.
При создании экспертной комиссии нужно подбирать кандидатов с учетом способности объективно оценить ситуацию и выполнить такие задачи:
- установить причины, из-за которых активы не могут использоваться;
- определить возможность их списания;
- установить виновных в поломках (если требуется);
- оценить стоимость материалов;
- проследить за процессом утилизации ценностей;
- составить акт о ходе выполнения процедуры.
ВАЖНО! Стоимость списываемых ресурсов должна быть меньше или равна размеру остатка и не может превышать данное значение, так как это ведет к убыткам предприятия.
Вопрос о том, кто входит в комиссию по списанию материальных ценностей, решается каждым предприятием самостоятельно и закрепляется приказом или распоряжением. Состав комиссии может изменяться в процессе деятельности предприятия, поэтому нецелесообразно включать в положение указание на конкретные должности членов комиссии и их количество. Достаточно формулировки: «Состав комиссии ежегодно утверждается приказом директора». При этом в положении можно прописать алгоритм определения численности и состава комиссии.
При определении состава комиссии по списанию материальных ценностей значение имеют:
- разнообразие видов и наименований материальных ценностей на предприятии;
- интенсивность их использования;
- иные факторы (географическая разбросанность объектов, разветвленность управленческой структуры предприятия и т. д.).
Для определения возможности дальнейшего использования объекта имущества, решением руководства компании создается комиссия в которую включаются ответственные за сохранность имущества лица, технические специалисты, финансовые работники (п. 77 Приказа Минфина 91н от 13.10.03).
На комиссию возлагаются обязанности по обследованию объекта, принятию решения о его ликвидации, выявлению причин невозможности дальнейшей эксплуатации и виновных в этом лиц, а также составления акта на списание. Акт на списание может быть разработан организацией самостоятельно, а может быть использована одна их унифицированных форм: ОС-4, ОС-4а, ОС-4б (Постановление Госкомстата РФ 7 от 21.01.03). На основании акта списывается объект с учета и в его инвентарной карточке ставится отметка о выбытии.
Остаточная стоимость списываемого объекта отражается во внереализационных расходах и в бухгалтерском и в налоговом учете на дату акта на списание. Также во внереализационных расходах следует отразить затраты на демонтаж, вывоз и иные действия, связанные с ликвидацией объекта.
Составные части ликвидируемого объекта, пригодные для дальнейшего использования, приходуются по текущей рыночной стоимости, с отражением во внереализационных доходах.
В период простоя ОС может быть переведено на консервацию. Данная процедура включает комплекс мероприятий по сохранению целостности и исправности имущества, пока его не начнут использовать в деятельности вновь.
Порядок консервации объектов разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно. Следует иметь в виду, что перевод на консервацию простаивающего оборудования не является обязанностью компании, такое решение принимается руководством компании.
Затраты на консервацию и на вывод из неё оборудования включаются в расходы предприятия в текущем периоде. При переводе на консервацию следует иметь в виду, что имущество на этот период не будет освобождено от обложения налогом на имущество. А вот начисление амортизации следует приостановить при консервации объекта на срок более трех месяцев (п. 2 ст. 322 НК РФ ).
Существует следующий принятый алгоритм последовательного списания ОС:
- Формирование специальной комиссии – оно создается с целью осуществления различных процедур, связанных с ОС (реализация, какие-либо иные альтернативы );
- Подведение деятельности созданной комиссии – создание специальных документальных актов, на основании которых формируется необходимое списание ОС.
Документальный акт списания должен отражать следующие моменты:
- Текущая дата ввода в эксплуатацию производственного объекта;
- Точная дата поступления технического объекта на предприятие;
- Точная стоимость технического объекта – первоначальная, прошедшая переоценку;
- Сумма для начисления на износ объекта;
- Предположительный срок эксплуатации;
- Фактический срок технического использования;
- Текущие основания для проведения списания ОС.
Если основные средства списываются по причине возникновения определенной ЧС, то к основной документации требуется прикрепление дополнительного акта, где будет отражена подробная информация о текущем происшествии, размеры этих действий. Если произошло хищение, был нанесен определенный ущерб предприятию, то нужно предоставить копию о возбужденном уголовном деле либо документацию о принятии определенных мер по защите личных интересов учреждения и возмещению нанесенного урона; а также скопированный приказ в отношении виновных лиц, копия важной справки о необходимом возмещении причиненного ущерба лицами, призванными виновными в совершении определенного хищения.
Чтобы получить согласие на списание какого-либо имущества БУ у распорядителя бюджетных средств, нужно создавать специальную комиссию, предоставить распорядителям документально подтвержденную необходимость списания имущества. Сформированная комиссия выполняет следующие функции:
- Проведение полной инвентаризации имеющегося имущества;
- Осуществление подробного осмотра имущества;
- Установление конкретных причин для выполнения списания;
- Оценивает дальнейшую экономическую целесообразность использования имущества;
- В итоге составляет официальный акт списания средств.
По итогам своей продуктивной работы специальная комиссия оформляет подробный протокол, к которому добавляются акты инвентаризации оценки технического состояния, акты на списание и иные важные документы. При списании автомобиля может потребоваться оценочное заключение работников ГАИ.
Порядок вынесения приказа
Обязательная форма приказа о списании законодательно не утверждена. Руководитель использует образец, установленный локальным актом организации, или составляет приказ в произвольной форме. Основные требования — это письменный вид, наличие предписаний, краткость и информативность.
Приказ должен содержать следующие элементы:
- номер и дату;
- причины списания матценностей (непригодность к использованию, истечение срока годности и др.);
- ссылку на заключение (решение) комиссии по списанию и акт списания матценностей;
- срок выполнения списания;
- данные о лице, ответственном за списание, и его роспись в ознакомлении с приказом;
- подпись руководителя, издавшего приказ.