Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок сдачи денег в банк в магазине». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сначала нужно заключить договор с банком или компанией, у которой есть лицензия от Банка РФ на проведение инкассации. В случае если перевозчик не предоставляет сумки, либо сейф-пакеты для упаковки наличных, их необходимо приобрести самостоятельно. Инкассация производится в дни и время, предусмотренные договором.
Кассовая инкассация: право или обязанность
Хранить сколько угодно денег прямо на торговой точке разрешено не всем. Юридические лица обязаны устанавливать лимиты наличных остатков, превышать которые нельзя (Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»).
Тем не менее наличность в магазине нужна для:
- выдачи сдачи покупателям;
- расчетов с поставщиками товара;
- выдачи заработной платы сотрудниками;
- покупки оборудования, основных средств;
- ремонта техники;
- текущих нужд: питьевой воды, кассовой ленты и так далее;
- прочих расходов.
Подотчетные деньги — это деньги, которые выдаются подотчетным лицам (работникам) на командировки, представительские расходы и хозяйственные нужды.
Для выдачи денег формируется расходный кассовый ордер (РКО) на основании письменного заявления подотчётного лица, составленного в произвольной форме. В заявлении указывается сумма, срок, на который выдаются деньги, дата и подпись руководителя.
В течение трех рабочих дней после окончания срока, на который выдавались подотчётные деньги, или выхода на работу сотрудник обязан предъявить бухгалтеру (при его отсутствии — руководителю) авансовый отчёт вместе с документами, подтверждающими произведённые расходы (чеки ККМ, товарные чеки и т.д.).
Если сотрудник потратил личные деньги, то ему необходимо их компенсировать, в этом случае также пишется заявление.
Если у сотрудника остались на руках подотчетные деньги, то он возвращает их обратно в кассу. Оформляется ПКО.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: нельзя выдавать работнику наличные деньги в подотчёт, если он уже имеет непогашенную задолженность по ранее полученной подотчётной сумме денег. То есть работник вначале должен отчитаться по ранее полученным деньгам и только потом может взять снова деньги в подотчёт.
Руководитель (или ИП) сам решает на какой срок выдавать деньги, законом этот период не ограничивается. Главное, в заявлении подотчётного лица этот срок должен быть чётко указан, а руководитель даёт своё согласие посредством подписи.
Деньги под отчёт можно перечислять и на банковские зарплатные карты сотрудников.
Правило 4. Лимит наличных денег в кассе
Лимит остатка налички – это предельная сумма денег, которую можно хранить в кассе и не сдавать в банк на расчетный счет.
Компания сама считает его величину, ориентируясь на формулы из приложения к Указаниям № 3210-У. Дальше мы приведем их и заодно примеры расчета. А пока расскажем про пять особенностей этого показателя:
- лимит налички в кассе не обязателен для ИП и малых предприятий;
- величина лимита фиксируется в приказе или распоряжении руководителя компании. Ее не нужно согласовывать с обслуживающим банком или налоговиками;
- у лимита нет ограничений по сроку действия. Можно установить его, к примеру, на год, а можно бессрочно. Пересматривать допускается в любое время, когда в этом возникает необходимость;
- у обособленных подразделений, которые сдают наличку в банк, тоже должен быть лимит денег в кассе. Он рассчитывается головной организацией. Причем головная компания считает также одну общую сумму лимита исходя из своей потребности и специфики всех ее «обособленцев». Можно использовать разные формулы для себя и для подразделений;
- если в компании нет приказа или распоряжения руководителя о лимите налички в кассе, значит, он считается равным нулю. Тогда все наличные деньги на конец дня нужно сдавать в банк, кроме трех случаев. Ситуации, при которых в кассе на конец дня можно оставить сверхлимитную наличку, мы обобщили в таблице.
Таблица 4. Когда в кассе может остаться сверхлимитная наличка
Когда |
Какие особенности |
В дни выдачи: · зарплаты; · выплат, включенных в фонд заработной платы; · выплат социального характера; · стипендий |
· Продолжительность этого периода – не более пяти рабочих дней, включая день снятия налички в банке на эти выплаты; · выплаты, включенные в фонд заработной платы, приводятся в п. 83–86 приказа Росстата от 24.11.2021 г. № 832; · выплаты социального характера перечисляются в п. 88 приказа Росстата от 24.11.2021 г. № 832 |
В выходные дни, если в эти даты у компании проводятся операции по кассе |
Речь про выходные дни банка, из-за которых организация не может сдать сверхлимитную наличность на расчетный счет |
В нерабочие праздничные дни, если в эти даты у компании проводятся операции по кассе |
Перечень нерабочих праздничных дней приводится в ст. 112 ТК РФ, а еще в ежегодных решениях Правительства РФ о переносе выходных |
Лимит расчёта наличными
Когда собираетесь рассчитываться с ИП и организациями наличными, не забывайте про лимиты.
Для организаций и ИП при выполнении работ и оказании услуг лимит расчётов наличными — 100 000 рублей по одному договору. Если договор заключён в иностранной валюте, то сумма не должна превышать 100 000 рублей по курсу ЦБ РФ на дату заключения договора. Всё, что свыше этой суммы, нужно оплачивать безналичным способом. Лимит действует при расчётах между:
- двумя организациями;
- организацией и индивидуальным предпринимателем;
- двумя индивидуальными предпринимателями.
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ (наличными деньгами) на территории РФ юридическими лицами (за исключением ЦБ РФ и кредитных организаций) регламентирован Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У). Напомним, под кассовыми операциями понимаются операции по приему наличных денег, включая их пересчет, и по выдаче наличных денег.
Указанием ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У внесен ряд изменений в Указание № 3210-У. Эти новшества применяются с 30.11.2020.
К тому же помимо Указания № 3210-У учреждениям необходимо соблюдать Указание ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У. Согласно этому документу организации вправе расходовать наличные денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги), исключительно на выплату:
-
зарплаты сотрудникам;
-
страховых возмещений по договорам страхования;
-
вознаграждений за работы (услуги), а также на оплату товаров (не более 100 000 руб. по одному договору) (п. 4 Указания ЦБ РФ № 5348-У));
-
подотчетных средств;
-
денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.
Сдача налички работником
Зачастую компании не пользуются услугами специальных инкассаторских служб, и самостоятельно перевозят деньги для зачисления на банковский счет. Как в таком случае оформить документы и сделать проводки в учете? Подтверждающим факт перевоза средств документом при этом выступает РКО. В ордере среди прочих обязательных данных необходимо указать ФИО ответственного сотрудника; данные его паспорта. При получении налички работник должен расписаться в ордере.
После того, как деньги поступят на счет, организации выдается банковская квитанция. Этот бланк прилагается к РКО. Проводки бывают двух видов:
- При поступлении средств на р/счет в день перевозки – Д 51 К 50.
- При зачислении налички на следующую рабочую дату – Д 57 К 50 (в момент передачи средств работнику), Д 51 К 57 (в момент сдачи финансов на счет).
Документальное оформление и проводки
Деньги инкассаторам передает кассир по расходному кассовому ордеру. В строке «Выдать» он указывает свое ФИО, а в графе «Приложение» — первичку с номерами и датами. Кассир делает соответствующую запись в кассовой книге и оформляет препроводительную ведомость, накладную и квитанцию к сумке, явочную карточку.
Деньги уполномоченный сотрудник подготавливает, складывает в сумку вместе с ведомостью, опломбирует, передает инкассатору вместе с накладной.
Принимая ценности, инкассатор подписывает и ставит штамп на квитанцию. Она остается в организации. Такой порядок прописан в Положении 318-П.
Для отражения факта выдачи средств из кассы инкассаторам в бюджете делается проводка:
Дт 201.23.510 Кт 201.34.610.
Зачисление денег на расчетный счет оформляется так: Дт 201.11.510 Кт 201.23.610. По вышеуказанным операциям производится увеличение забалансовых счетов 17 и 18 по дебету и кредиту соответственно.
Такие операции предусмотрены Инструкциями 174н (п. 77, 78) и 154н (п. 365, 367).
Обособленные единицы не вправе передавать друг другу наличку, минуя кассу головной компании. Можно утвердить внутреннюю схему движения денег между структурными единицами, но это может привести к конфликтам с контролирующими органами.
По Указаниям ЦБ (№ 3210-У) допускается перемещение денег между подразделениями с заполнением кассовых ордеров. Правила их составления отражены в постановлении Госкомстата № 88. В расходнике по строке «Основание» пишется хозяйственная операция, например, «передача наличных представителю подразделения № 3 по заявке № 15 от 25.03.17». В приходнике аналогично оформляется поступление средств.
От Порядка ведения кассовых операций к первичным документам по учету кассовых операций
Обратимся к Порядку ведения кассовых операций в РФ — документу, на который прямо ссылается ст. 346.11 НК РФ, чтобы определить, какие первичные кассовые документы предписывает оформлять данный документ.
Положение Порядка ведения кассовых операций в РФ |
Первичный документ |
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое |
Кассовая книга |
Прием наличных денег кассами предприятий производится |
Приходный кассовый |
Выдача наличных денег из касс предприятий производится |
Расходный кассовый |
Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие |
Журнал регистрации |
Таким образом, из анализа положений Порядка ведения кассовых операций в РФ становится понятно, что приходные и расходные кассовые ордера — не единственное, что должен иметь «упрощенец».
Кроме того, в п. 12 Порядка ведения кассовых операций в РФ сказано, что кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом России по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Данное положение отсылает нас к Постановлениям Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (далее — Постановление N 88), от 01.08.2001 N 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 «Авансовый отчет».
Как составлять рко на сдачу наличных в банк работником
В строке «Организация» указывается правовая форма (ООО, ЗАО и т.д.) и наименование организации (например, ООО « необходимо указать код по ОКПО в соответствии с полученным уведомлением из Росстата. Если код не был присвоен, поставьте прочерк. Далее указывается наименование структурного подразделения организации, оформляющего РКО (если в организации нет структурных подразделений, поставьте прочерк).
В поле «Номер документа» указывается порядковый номер РКО (нумерация приходных и расходных кассовых документов в течение года должна быть непрерывной, а с начала следующего года начинаться заново). В поле «Дата составления» указывается дата выдачи денег из кассы в формате ДД.ММ.ГГГГ (например, 05.03.2016). РКО должен быть оформлен в день выдачи денег из кассы, поэтому дата выдачи денег и день формирования ордера совпадают.
Необходимым условием привлечения к административной ответственности является вина нарушителя. При отсутствии вины ответственность не наступает. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица. В случае неприменения ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением должны быть доказаны не только сам факт совершения указанного правонарушения, но и вина юридического лица. Юридическое лицо как субъект административного правонарушения признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Доводы налоговых органов о том, что субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие свою деятельность самостоятельно, на свой риск, в любом случае должны нести ответственность за неприменение ККТ его работником, неправомерны, поскольку это приводит к объективному вменению совершения административного правонарушения. Отсутствие вины в неприменении ККТ означает отсутствие состава административного правонарушения и невозможность привлечения к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.
При определении вины юридических лиц в целях исключения перекладывания их ответственности на конкретных работников необходимо использовать Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 244-О, которым установлено, что ответственность предприятия наступает при наличии его вины, в том числе, если им не обеспечено выполнение правил применения контрольно – кассовых машин соответствующими физическими лицами (конкретными работниками), действующими от имени предприятия при расчете с покупателями на основании гражданского законодательства.
Об этом же сказано в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 сентября 2004 г. № 6429/04: «Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ».
Таким образом, за нарушение Закона о ККТ ответственность несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, а за нарушение трудового договора, договора о материальной ответственности или приказа о приеме на работу в качестве кассира или продавца, ответственность несут виновные работники. В вышеуказанном Определении Конституционного Суда РФ сказано, что возложение ответственности на предприятие (предпринимателя) не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника. В письме ФНС РФ от 19 октября 2005 г. № 06-9-09/28 также разъяснено, что возложение ответственности на предприятие (предпринимателя) не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника.
Гораздо легче может быть решен вопрос об освобождении от административной ответственности должностного лица, чем юридическое лицо. Так в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2005 г. судам разъяснено, что штраф как мера административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением налагается при условии, что доказан не только сам факт совершения данного правонарушения, но и вина правонарушителя.
Как усматривается из материалов дела (постановление Верховного Суда РФ № 50-адОЧ-1 от 24 февраля 2005 г. № 38-АДОЧ-2), в отношении директора магазина был составлен акт и протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 КоАП РФ, за продажу товара приемщиком-кассиром без применения контрольно-кассовой машины. Принимая решение по делу и назначая административное наказание в виде штрафа, суд указал, что по данному правонарушению к административной ответственности привлекается должностное лицо за невыполнение правил применения ККМ приемщиком-кассиром.
Фактов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении директором магазина своих обязанностей, повлекших неприменение приемщиком-кассиром ККМ при продаже товара, в материалах дела не имеется. Из материалов дела видно, что ККМ в магазине имелась и находилась в исправном состоянии. Была допущена к использованию, соответствовала техническим требованиям, зарегистрирована в налоговом органе. Доказательств того, что директор магазина давала указание приемщику-кассиру не применять кассовый аппарат, в материалах дела не имеется.
В связи с изложенным производство по делу было прекращено за отсутствием в действиях директора магазина состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.
Чтобы обезопасить себя, организация должна доказать, что она со своей стороны предприняла все необходимые для правильной организации работы действия: купила ККТ, поставила на обслуживание в ЦТО, зарегистрировала ККТ в налоговой инспекции и четвертое – заключила договор с продавцом и обучила продавца. Если это доказать, тогда не будет считаться виновным юридическое лицо и организацию не смогут привлечь к административной ответственности, а ответственность понесет только виновный нерадивый работник.
Некоторым владельцам ККТ удается документально доказать, что действия продавца не связаны с деятельностью работодателя. Например, проштрафившийся работник воспользовался своим рабочим местом в личных целях и самостоятельно реализовал свое личное имущество. В этом случае есть шанс избежать ответственности за неприменение ККТ. Так, судом были приняты доводы организации (социально-оздоровительного центра), согласно которым продажа администратором центра бутылки минеральной воды не относится к деятельности, осуществляемой от имени юридического лица, поскольку торговыми операциями центр не занимается (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.08.2005 по делу № А82-13783/2004-31).
Если на рабочем месте продавца оказалось постороннее лицо, но реализованный без чека товар принадлежал организации, то уйти от ответственности за неприменение ККТ будет довольно сложно. ВАС РФ придерживается позиции, что все торговые операции, ведущиеся в торговой точке, принадлежащей организации, следует рассматривать как осуществляющиеся от ее имени (постановление Президиума ВАС РФ от 24 февраля 1998 г. № 6819/97).
Если предприниматель позволил посторонним лицам осуществить свободный доступ к своему товару и произвести его реализацию без ККТ, то к хозяину товара также могут быть применены санкции по ст. 14.5 КоАП РФ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 июля 2004 г. по делу № А7Ч-1687/04-К2-ФО2-2526/04-С1).
Каждому хозяйствующему субъекту необходимо четко знать не только свои обязанности, он и обязанности контролирующих органов, которые они должны соблюдать, привлекая нарушителей к ответственности. Практика показывает, что зачастую на стадии привлечения к административной ответственности допускаются грубые нарушения норм КоАП РФ, которые могут явиться основанием для отмены вынесенного постановления о привлечении к ответственности (даже в том случае если есть состав правонарушения).
Так, необходимо знать, что постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения ККТ не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения данного нарушения (ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому если постановление о штрафе вынесено уже после того, как истек двухмесячный срок давности, то оно недействительно.
Двухмесячный срок давности может быть приостановлен только в одном случае – если потребуется время на пересылку дела для рассмотрения по месту жительства нарушителя на основании его ходатайства (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ).
ВАС РФ и Верховный Суд РФ подчеркивают, что пропущенный двухмесячный срок давности вынесения постановления восстановлению не подлежит (п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 № 2, п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5).
В постановлении № 5 Верховный Суд РФ уточнил, что двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. Кроме того, он разъяснил, что постановление о привлечении к административной ответственности не может быть отменено на том основании, что срок привлечения к административной ответственности истек во время пересмотра этого постановления.
Позиция налоговых органов о том, что срок давности исчисляется со дня обнаружения «кассовых» нарушений не состоятельна, поскольку данные нарушения не относятся к длящимся, в связи с чем сроки исчисляются со дня следующего за днем совершения административного правонарушения, а не со дня составления протокола.
По результатам проверки могут быть установлены несколько нарушений, например, неприменение ККТ и неполное оприходование в кассу денежной наличности, за которые ст. 14.5 и 15.1 КоАП РФ предусматривают различные штрафы. Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (налоговым органом или органом милиции), наказание назначается в пределах только одной санкции. Таким образом, по результатам такой проверки организация-нарушитель не может быть подвергнута штрафам за каждое из упомянутых нарушений, а наказана только в пределах одной санкции (скорее всего в максимальном размере).
ВАС РФ разъяснил, что КоАП РФ допускает оформление одного протокола об административном правонарушении в отношении одного лица, совершившего несколько административных правонарушений, но не предусматривает оформление одного протокола по правонарушениям нескольких лиц. При выявлении одного правонарушения к административной ответственности могут быть привлечены сразу несколько лиц: само юридическое лицо, его руководитель и (или) иные работники. Однако протокол о допущенном руководителем юридического лица административном правонарушении не дает оснований привлечь к административной ответственности само юридическое лицо, а протокол в отношении последнего не влечет административного наказания его руководителей или иных работников (постановление Президиума ВАС РФ от 24 февраля 2004 г. № 13894/03).
На практике налоговые органы в большинстве случаев выявленных нарушений в форме неприменения ККТ составляют протоколы на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя).
Только в случае непробития кассового чека (неоформления или невыдачи бланка строгой отчетности) или выдачи чека с суммой, менее уплаченной, штрафуют физическое лицо (продавца).
В остальных случаях составляется протокол на должностное лицо организации.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (ст. 28.2 КоАП РФ).
Протокол вправе составлять только должностные лица, поименованные в перечне, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ). Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом ФНС России от 2 августа 2005 г. № САЭ-3-06/354.
Судам надлежит проверять, были ли приняты налоговым органом необходимые и достаточные меры для извещения организации либо ее законного представителя о составлении протокола в целях обеспечения организации возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2005 г. № 391/05).
В одном из случаев инспекторы известили нарушителя о дате рассмотрения административного дела и ее переносе. На практике они рассмотрели дело самостоятельно, на третью дату. Окружные судьи вернули дело в первую инстанцию и потребовали разобраться, была ли в курсе проверяемая организация насчет фактической (третьей) даты рассмотрения дела (постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 марта 2003 г. по делу № А56-28474/02).
Некоторые судьи считают, что подписание протокола законным представителем организации – это право нарушителя, которое проверяющим соблюдать не обязательно. По мнению этих арбитров, подпись рядового сотрудника (в деле он именуется «представителем») не лишает протокол доказательственной силы (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2005 г. по делу № А56-16301/2005).
Если владелец ККТ уклоняется от участия в рассмотрении своего дела, то могут понадобиться меры для выявление его фактического местонахождения и доставления в инспекцию. В том числе с помощью милиции. Также может понадобиться экспертиза и другие процессуальные действия. В этом случае назначают административное расследование. Оно может продлиться от одного до двух месяцев (в исключительных случаях). По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 1, 5, 6 ст. 28.7 КоАП РФ).
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 разъяснено, что считается существенными недостатками протокола, а какие пробелы в его составлении считаются несущественными и устраняются в процессе его доработки. Верховный Суд РФ признал несущественным, в частности, нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, установленных ст. 28.5 КоАП РФ. Аналогичное послабление налоговикам озвучено в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 1 сентября 2005 г. № А56-49273/04, ФАС Московского округа от 25 мая 2005 г., 18 мая 2005 г. № КА-АЧ1/4114-05.
Сдача денежных средств в банк: бухгалтерский учет
Сдача в банк наличных денежных средств отражается следующей проводкой:
Д57 К50 — денежные средства сданы в банк.
Д51 К57 – денежные средства зачислены на расчетный счет компании.
В случае, если наличные в банк сдаются с помощью инкассаторов, проводки будут такими же.
Если при проверке кассиром наличности будет обнаружена фальшивая купюра, то по 51 счету отражается не вся сумма выручки, направленной банк. Отразить следует только часть суммы, то есть не будет учитываться сомнительная купюра. Получив акт экспертизы, подтверждающий, что купюра была фальшивая, в бухгалтерском учете потребуется сделать следующую запись:
Д94 К57 – отражена недостача наличной выручки.
Иногда виновным в том, что купюра фальшивая может быть признан кассир. В этом случае недостачу нужно будет взыскать с него. Проводки при этом будут следующими:
Д73 К94 – недостача отнесена на кассира;
Д70(50) К73 – кассир возместил недостачу.
Если кассир не виновен в том, что купюра оказалась фальшивой, то недостачу нужно будет отнести к прочим расходам. Проводка в этом случае будет следующей:
Д91-2 К94 – за счет собственных денежных средств компании списана недостача.
Важно! При сдачи наличных в банк с помощью инкассаторов также могут обнаружиться фальшивые купюры. В этом случае порядок действий ничем не будет отличаться от того, как действовали при сдачи налички в кассу банка.
Затраты на услуги инкассаторов в бухгалтерском учете относят к прочим расходам:
Д 91-2 К60 – отражение расходов по оплате услуг инкассации.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос: Может ли предприниматель на УСН (доходы) вносить на расчетный счет выручку через банкомат, используя корпоративную карту? В банковской выписке в назначении платежа в этом случае указывается «внесение наличных средств через депозиты банка».
Ответ: Для того, чтобы сдать наличку в банк можно использовать только один из способов: либо самостоятельно обратившись в банк, либо через организацию, которая входит в систему банка России. Других способов для сдачи в банк наличных не предусмотрено и для предпринимателей исключений нет в том числе. Однако, следует учитывать то, что предприниматель вправе забрать из кассы наличку и использовать ее на свои нужны. И нарушений при этом предприниматель не совершает.
Вопрос: Могут ли учитываться в составе расходов при определении единого налога (компания на УСН) потери, которые компания понесла в результате получения фальшивых купюр?
Ответ: Недостача, которая возникла при обнаружении фальшивых купюр не может учитываться при расчете единого налога. Это связано с тем, что такие затраты не являются экономически обоснованными.
Порядок учета кассовых операций
Для организации бухгалтерского учета кассовых операций предназначен счет 50 «Касса». Согласно утвержденному плану счетов бухгалтерского учета к счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:
- 50.1 «Касса организации». На субсчете учитывается поступление и расход наличных денежных средств в валюте РФ;
- 50.2 «Операционная касса». На субсчете учитывается поступление и расход наличных денежных средств в билетных кассах, кассах отделений связи и т.п.;
- 50.3 «Денежные документы». На субсчете учитываются операции по движению почтовых марок, марок государственной пошлины, оплаченных авиабилетов и других денежных документов. Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение.
- 50.4 «Касса в иностранной валюте». На субсчете учитываются операции с наличной валютой. Валюта может приобретаться на внутреннем валютном рынке РФ (в банках) для оплаты командировочных расходов работников организации.
По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выдача денежных средств и денежных документов из кассы организации.
Документальное оформление кассовых операций
При поступлении наличности используются кассовые ордера, заполняемые по ф. 0310001; при расходе — расходные ордера по ф. 0310002. При этом ИП могут не оформлять кассовые документы (ордера) и регистры (кассовую книгу), как упомянуто в пп. 4.1, 4.6 Указания.
Оформление кассовых документов возлагается на главбуха, а также на бухгалтера, кассира, иное лицо (должностное или физлицо, которому доверено ведение бухучета), в обязанности которого входит ведение кассовых операций. Руководитель оформляет кассовые документы в том случае, если нет в штате (на рабочем месте) главбуха, кассира или другого уполномоченного на ведение кассовых операций лица (п. 4.2 Указания).
Документы по кассе подписывают главбух или уполномоченный бухгалтер и кассир, при их отсутствии — руководитель предприятия. У кассира должна быть своя печать с реквизитами, подтверждающими проведение операций по кассе, и образцы подписей уполномоченных на подписание кассовых документов должностных лиц.
Если в штате имеется старший кассир, то факт передачи/принятия им денег кассиру/от кассира отражается в книге учета денежных средств по ф. 0310005. Каждая запись по движению средств между старшим кассиром и кассирами подтверждается их подписями.
Под кассу отводится специальное место (помещение), в котором бы можно было обеспечить сохранность как денежных средств, так и кассовых документов.
В обязанности кассира входит не только подсчет поступающей в кассу наличности, но и проверка кассового документа на соответствие образцу, наличие достоверных подписей и точность указанной суммы. Кроме того, проверяется наличие перечисленной в ордере подтверждающей документации. Наличные принимаются путем пересчета, при этом лицо, вносящее денежные средства в кассу, должно наблюдать процесс подсчета.
Учет поступающей в кассу наличности ведется в кассовой книге, оформляемой по ф. 0310004. При этом каждая запись в данном регистре делается кассиром на основании каждого кассового ордера (ф. 0310001 и 0310002). Кассир должен вывести остаток в кассе денежных средств на конец каждого рабочего дня — итоговая запись делается в ф. 0310004 и заверяется его подписью. Если на протяжении дня операций по кассе не было, то и записи в книгу не делаются.
В конце своего рабочего дня кассир должен сверить все записи, сделанные в ф. 0310004, с имеющимися кассовыми документами, вывести остаток и проставить свою подпись. Также сверку должен провести и проставить свою подпись в книге главбух или ответственный бухгалтер.
Кассовые документы и регистры могут быть оформлены в бумажной или в электронной форме. При этом на бумажном носителе документы могут быть составлены при помощи машинописи или же заполнены от руки. Подписи на бумажных документах должны проставляться собственноручно.
В кассовые документы нельзя вносить исправления. В регистрах исправления допустимы, но необходимо, чтобы была проставлена дата исправления, а также инициалы и подпись сотрудника, вносящего исправления.
Для оформления кассовых документов и регистров в электронном формате используются специальные технические средства для обеспечения защиты записей от несанкционированных исправлений и искажений информации, а также для идентификации ответственного лица. После проставления на таких документах цифровой подписи их исправление уже недопустимо.