Порядок подачи административного искового заявления в суд по кас

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок подачи административного искового заявления в суд по кас». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Административные дела возникают из административных и других публичных правоотношений (ст. 1 КАС РФ). Это дела о защите прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций, которые кто-то нарушил или не признает, то есть оспаривает.

Стороны административного иска

Это стороны самого административного дела — административный истец и административный ответчик (ст. 38 КАС РФ).

Административный истец – это тот, кто сам подает иск в защиту своих прав, свобод и интересов, или тот, в чьих интересах подан административный иск.

Административными истцами могут быть граждане, компании, а также общественные объединения и религиозные организации – в том числе те, что не являются юрлицами. Также подавать административные иски имеют право органы госвласти, другие госорганы, органы местного самоуправления, органы и организации, которые имеют отдельные государственные или другие публичные полномочия, должностные лица – но только в случаях, предусмотренных в КАС РФ.

Административный ответчик – это тот, кому вы предъявляете требование по спору. Если иск подает административный истец, который осуществляет контрольные или другие публичные функции, ответчиком будет лицо, которому адресован иск.

Административными ответчиками могут выступать, например, органы госвласти, другие госорганы, муниципальные органы, должностные лица, госслужащие и муниципальные служащие. Административными ответчиками могут быть и граждане – но лишь в случаях, которые прописаны в КАС РФ.

Оставление административного искового заявления без рассмотрения

Рассмотрение дела не всегда заканчивается итоговым решением суда. В некоторых случаях (например, если вы не выполнили обязательный досудебный порядок или попросту не подписали административный иск), суд может оставить административный иск без рассмотрения.

Основания для этого перечислены в ст. 196 КАС РФ. Их перечень открытый. Так что суд может оставить ваш иск без рассмотрения и в других ситуациях, которые упоминаются в КАС РФ.

Суд выносит определение, которым заканчивается производство по административному делу. В определении суд:

  • указывает обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного иска без рассмотрения,
  • приводит способ их устранения,
  • разрешает вопросы о возможности возврата госпошлины и о распределении судебных расходов между сторонами.

Когда подавать административный иск

Подавать его необходимо при нарушениях прав, свобод или интересов гражданина или организаций органами государственной или муниципальной власти, организациями, наделенными государственными полномочиями и функциями, их должностными лицами при выполнении публичных полномочий (п. 1 ст. 1 КАС РФ). К ним относятся требования:

  • о признании незаконными НПА полностью или частично;
  • признании незаконными решений органов госвласти, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • признании незаконными действия или бездействия органов публичной власти, должностных лиц;
  • защите избирательных прав;
  • компенсации за длительные сроки рассмотрения дел судами или исполнения судебных решений.

Чем отличается гражданский иск от административного

Особенности административного иска:

  1. Ключевым моментом при определении вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным. Административный иск не содержит требований материального характера между субъектами процесса.
  2. Неравное положение спорящих сторон, затрудняющее реализацию принципа равенства сторон. Это компенсируется возложением на ответчика обязанности доказывать оспариваемую законность нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными и иными публичными полномочиями.
  3. Наличие факта обращения лица (физического или юридического) к органу власти (должностному лицу) и установление факта принятия последними решения (осуществления действия) или об отказе в этом (что и будет являться предметом рассмотрения).

Срок обращения с административным исковым заявлением

Срок предъявления требований административного истца к рассмотрению их судом составляет три месяца.

Срок обращения с административным исковым заявлением составляет три месяца. Этот срок подлежит исчислению с момента, когда гражданин узнал о нарушении его прав. Таким моментом может являться надлежащее уведомление гражданина о применении к нему меры административного характера, или дата фактического применения таких мер без надлежащего уведомления.

Срок обращения в суд для обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляет 10 дней. Исчисляется данный срок так же с того момента, когда стало известно о нарушении права судебным приставом-исполнителем.

Необходимо учитывать, что пропуск гражданином установленного законом срока для предъявления гражданского иска не может быть причиной отказа в принятии иска судом. Причины пропуска срока рассматриваются в судебном заседании. В случае их уважительности, срок восстанавливается.

    Административное исковое заявление об оспаривании решений структур власти

    Граждане и представители юрлиц достаточно часто обращаются в разного рода территориальные, региональные или федеральные органы с теми или иными претензиями. В случае получения отказа в удовлетворении какого-либо требования или при неполучении ответа от властной структуры заинтересованный субъект может направить . При его оформлении следует учесть одну важную особенность. Составляя административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти, лицо может просить о применении мер защиты. Это позволит приостановить действие обжалуемого акта. Необходимо учесть, что исковое заявление (административное) можно направить в трехмесячный срок с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение в соответствующий орган. Пропускать этот период крайне нежелательно. Если причины несоблюдения срока уважительные, суд может его восстановить.

    После вынесения окончательного решения по рассмотренному делу дается месяц на подачу апелляции. После чего постановление обязательно для исполнения. КАС РФ считается относительно новым Кодексом, поэтому на практике возникают сложности при подаче административных исков. Во избежание возврата документов следует внимательно изучить нормы законодательства, правила оформления бумаг. Специалисты рекомендуют обращаться за помощью к квалифицированным юристам, имеющим определенный опыт в ведении административных дел. Кроме того, не следует забывать, что в некоторых спорах могут участвовать только лица, имеющие соответствующее образование.

    Когда может понадобиться административное исковое заявление, что оно собой представляет? Какие требования к нему должны выполняться? Каковы особенности отдельных исков?

    Понятие и элементы административного иска. Виды административных исков

    1. Понятие административного иска. Среди ученых-процессуалистов нет единства в вопросе о допустимости выделения такой категории, как административный иск. Одни из них полагают, что иск является неким родовым понятием, которое присуще всем отраслям права. Этот подход позволяет отдельно выделять административный и уголовный иски. Другие исходят из того, что иск — категория цивилистического процесса, соответственно никакого публичного иска (административного, уголовного) быть не может. С принятием КАС впервые в легальный оборот было введено понятие «административный иск». Действующее законодательство не содержит соответствующей дефиниции, однако, учитывая выработанные процессуальной наукой подходы к пониманию исковой защиты, можно дать следующее определение административного иска.

    Административный иск — обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

    Какие документы надо приложить к административному исковому заявлению (образец 2022)?

    КАС РФ называет следующие обязательные документы, которые надо представить в суд вместе с административным иском (ст. 126):

    1) уведомление о вручении или другие документы, которые подтверждают вручение административному ответчику копий административного иска и приложенных к нему документов (в том числе при подаче иска в электронном виде),

    2) квитанция об уплате госпошлины.

    Важно! Размер пошлины для граждан и компаний, которые намерены подать административный иск, смотрите в п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, правила ее уплаты – в ст. 333.20, льготы – в ст. 333.36 того же Кодекса.

    3) документы об обстоятельствах, на которых вы основываете свои требования (если вы освобождены от доказывания каких-либо из этих обстоятельств, представлять документы не нужно),

    4) документ о вашем высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности (если вы намерены лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусматривает обязательное участие представителя),

    5) доверенность или другие документы о полномочиях вашего представителя, а также документ о его высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности (если административный иск подает представитель),

    6) документы о соблюдении вами досудебного порядка урегулирования спора (если он прописан в федеральном законе) или документы со сведениями о жалобе, которую вы подавали в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения (при условии, что вы подавали жалобу),

    7) документы, подтверждающие совершение вами, или ответчиком, или вами обоими действий, направленных на примирение (если такие действия предпринимались и задокументированы).

    Кроме перечисленных, могут потребоваться другие документы. Их список смотрите в КАС РФ для вашей категории административного дела.

    Например, к административному иску об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости надо дополнительно приложить документы, перечисленные в ч. 2 ст. 246 КАС РФ.

    Административный иск — новые правила по делам публичного судопроизводства

    С 15 сентября 2015 года за исключением отдельных положений вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. При этом большинство положений перенесены из Подраздела III ГПК РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений». Однако можно увидеть и ряд новшеств, которые будут рассмотрены в рамках данной статьи.

    КАС РФ регулирует порядок рассмотрения и разрешения административных дел, возникающих из публичных правоотношений, Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции.

    В рамках административного судопроизводства в этой связи рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и др.

    Кроме того, на основании ч. 3 ст.

    1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о прекращении деятельности средств массовой информации; о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц; административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля, а также оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и ряд других.

    Вместе с тем, в рамках административного судопроизводства не рассматриваются дела об административных правонарушениях, а также дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Читайте также:  Великий пост в 2024 году: когда начинается и когда заканчивается

    Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик, а кроме процессуального соучастия КАС РФ предусмотрел обращение в суд группы лиц с коллективным административным иском. В соответствии со ст. 42 КАС основанием для такого обращения является наличие следующих условий:

    • 1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия) в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса;
    • 2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;
    • 3) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);
    • 4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

    Административные дела по таким обращениям рассматриваются судом в том случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее двадцати человек. При этом присоединение к требованию осуществляется путем подписания текста административного искового заявления либо подачи в письменной форме отдельного заявления о присоединении к административному исковому заявлению.

    В коллективном административном исковом заявлении должно быть указано лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц.

    Такие лицо или лица действуют без доверенности, пользуются правами и несут процессуальные обязанности административных истцов (ч. 3 ст. 42 КАС РФ).

    Предусмотрена также возможность для присоединения к коллективному административному иску при обращении в суд с аналогичным требованием в административном исковом заявлении уже после принятия последнего в производство суда при согласии лица, обратившегося в суд.

    Изменились требования к представителю. По сравнению с АПК и ГПК РФ они более жесткие, требующие обязательного наличия высшего юридического образования. В связи с этим представители наравне с документами, удостоверяющими их статус и полномочия, должны представить суду документы о своем образовании. Что касается полномочий представителя, то они остались теми же.

    По определенным делам участие представителя является обязательным.

    Например, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов, о принудительном помещения в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствования в недобровольном порядке. Если же у гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке, об освидетельствовании в недобровольном порядке, отсутствует представитель, суд обязан назначить ему адвоката. Кроме того, суд назначает адвоката на основании ч. 4 ст. 54 КАС РФ при отсутствии представителя у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, как предписывает и ГПК РФ.

    1. Обязанность по доказыванию законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по-прежнему возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. В то же время административный истец и лица, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, обязаны:
    2. 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
    3. 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
    4. 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

    Понятие и элементы административного иска. Виды административных исков

    1. Понятие административного иска. Среди ученых-процессуалистов нет единства в вопросе о допустимости выделения такой категории, как административный иск. Одни из них полагают, что иск является неким родовым понятием, которое присуще всем отраслям права. Этот подход позволяет отдельно выделять административный и уголовный иски. Другие исходят из того, что иск — категория цивилистического процесса, соответственно никакого публичного иска (административного, уголовного) быть не может. С принятием КАС впервые в легальный оборот было введено понятие «административный иск». Действующее законодательство не содержит соответствующей дефиниции, однако, учитывая выработанные процессуальной наукой подходы к пониманию исковой защиты, можно дать следующее определение административного иска.

    Административный иск — обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

    Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

    Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

    Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

    Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

    Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

    Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

    Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

    С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

    КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

    Читайте также:  Срок получения исполнительного листа после решения суда по уголовному делу

    Размер государственной пошлины

    В порядке урегулирования спора по административному иску необходимо правильно составить заявление и подать иск в КАС. Если кто-то не знает, как иск подать, обычно на сайтах КАС указываются инструкции и формы для подачи искового заявления.

    Согласно статье 125 Административного процессуального кодекса, размер государственной пошлины в случае принятия административного иска отличается от обычного досудебного урегулирования спора. По этому случаю государственная пошлина составляет 128 кас (ст. 128 КАС РФ).

    Если размер государственной пошлины был правильно указан в иске, то в случае его отказа (например, если за исковое заявление не приняли госпошлину) заявитель имеет право на возврат уплаченной государственной пошлины.

    Что такое административный иск и когда его можно подать?

    Административный иск – это иск, который подается в установленном порядке государственными органами или гражданами по поводу спора, возникающего в сфере государственной власти и управления.

    Согласно статье 125 Государственной Конституции РФ, споры, возникающие по поводу прав и свобод граждан, а также дела об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в судебном порядке. При этом возможно предварительное досудебное урегулирование спора.

    Административный иск может быть подан в случае отказа государственных органов в удовлетворении запроса или жалобы. Кроме того, иск может быть составлен в случае несогласия с решением государственного органа или его должностного лица, принятым в отношении заявителя с нарушением его прав или законных интересов.

    Отличия административного иска от обычного иска в Касационном суде РФ заключается в том, что к административному иску применяется особый порядок пошлин и взыскания расходов на его рассмотрение. Согласно статье 128 ГПК РФ, необходимо платить государственную пошлину в размере, определенном законодательством РФ. При этом если заявитель не имеет возможности оплатить государственную пошлину, то может быть оставлен без движения его исковое заявление.

    Кто может подать административный иск? Административное дело может быть принято к рассмотрению гражданами, организациями и иными юридическими лицами, имеющими законный интерес в обращении в государственный орган, который может быть ответственным за нарушения их прав и законных интересов.

    Как составить исковое заявление и какие в него включать пункты?

    Если кто-то считает, что государственная организация (например, налоговая инспекция) нарушила его права, он может подать административный иск. Для этого сначала нужно обратиться к органу, который принял решение, с просьбой отменить его или изменить. Если отказ административное органа РФ не был получен в течение месяца, то можно подавать иск в суд.

    В исковое заявление, согласно статье 128 кассационного порядка (ст. 125 Административного кодекса РФ), нужно правильно и четко сформулировать претензию и указать причины ее подачи. Отличия искового заявления от обычного – в том, что необходимо указать размер пошлины, если таковая установлена, и способ урегулирования спора (судебный или другой).

    В исковом заявлении нужно указать статью, по которой подается иск, а также описать факты нарушения истцом своих прав и привезти доказательства этих фактов. Необходимо также указать требования истца и представить документы, подтверждающие их обоснованность.

    Для удобства структурирования искового заявления, можно включить пункты-требования и доказательства. Оптимальным вариантом будет приведение требований в виде списка с подпунктами и к ним приложить доказательства (например, копии документов, писем, заявлений).

    Как правильно обосновать и защитить свои права в суде?

    Если вы столкнулись с нарушением своих прав со стороны государственных органов или их должностных лиц, вам может потребоваться подать административный иск. Это официальное заявление на защиту своих прав, и в случае принятия судом решения в вашу пользу, вы сможете получить возмещение ущерба.

    Для того, чтобы подать административное исковое заявление, необходимо знать порядок досудебного урегулирования спора. Согласно статье 125 и 128 Административного кодекса РФ, иск может быть подан в суд, если досудебный урегулирования спора был неэффективным или его отказались принять.

    При подаче искового заявления нужно правильно обосновать свои требования и указать факты нарушения своих прав. Как правило, в случае административного спора размер пошлин не существенный, но он все равно должен быть уплачен. Согласно законодательству, если приняли решение в вашу пользу, государственная пошлина может быть возвращена вам.

    Для того чтобы защитить свои права в суде, необходимо точно знать нормы законодательства, касающиеся вашего случая. Если вы не уверены, как правильно составить исковое заявление или защитить свои права в суде, лучше обратиться за помощью к юристу.

    Обжалование незаконных решений

    К решениям органов власти относятся акты (распоряжения, приказы и действия), затрагивающие конкретных лиц. Например, чиновники игнорируют заявление и не принимают по нему решение, или решение принято, но оно незаконно.

    Заявление касается как действий органов власти (управления, отделов, администраций), так и организаций, выполняющих функции органов власти. Хороший пример – учреждения кадастровой палаты или региональные БТИ, на которые возлагаются функции чиновников (регистрация прав на недвижимость, кадастровый учет и т.д.).

    Примеры споров – незаконное увольнение с муниципальной или государственной службы, наложение взысканий и т.д. Сюда включаются тяжбы с судебными приставами. Кстати, образец административного искового заявления по поводу незаконности их действий найти проще всего.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *