Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «РФ приостановила соглашение об избежании двойного налогообложения с Латвией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налог на добавленную стоимость – косвенный потребительский налог. Продавец или поставщик товара/услуги только включает НДС в стоимость товара. А фактически НДС в Латвии, как и в других странах, уплачивает конечный потребитель этих товаров или услуг.
Его начисление и удержание регулируются законом “О налоге на добавленную стоимость”. Во всех странах Евросоюза законодательство, связанное с НДС, должно соответствовать общим директивам. Поэтому между странами ЕС мало различий в этом вопросе. Отличаются только ставки.
Общая ставка по НДС составляет 21 %. Уменьшенная ставка в размере 12 % применяется к продуктам питания, а для характерных латвийских продуктов, таких как овощи, фрукты и ягоды, приняли ставку 5 %. Экспортные поставки на территорию стран, входящих в Евросоюз, облагаются нулевой ставкой.
Перед началом бизнеса литовские или иностранные инвесторы, желающие зарегистрировать компанию в Литве, должны выбрать тип юр.лица, подходящий для их деятельности.
Наиболее популярны следующие организационно-правовые формы для создания компании в Литве:
- индивидуальные предприниматели;
- публичные общества с ограниченной ответственностью;
- частные общества с ограниченной ответственностью;
- полные товарищества;
- товарищества с ограниченной ответственностью.
ОПФ для иностранной компании
Иностранные компании также имеют несколько типов бизнес-форм, доступных для регистрации. Это:
- дочерняя компания, которая является независимой структурой от материнской компании и может быть учреждена как компания с ограниченной ответственностью;
- филиал, который будет осуществлять точную деятельность иностранной компании и будет зависеть от нее;
- представительство, которое может выступать в качестве канала связи между материнской компанией и клиентами, и партнерами в Литве.
Налоги в Латвии для юридических лиц
Налог на корпоративную прибыль в Латвии – один из самых низких в Евросоюзе. Стандартная ставка – 15%.
Его придется уплачивать за доходы предприятия от хозяйственной деятельности. А в роли плательщиков выступают как муниципальные структуры и предприятия – резиденты, так и иностранные организации. Резидентам следует выплачивать пошлину за любой доход, в то время как нерезиденты – только за доход от Латвийских источников.
Для нерезидентов в законодательстве имеются некоторые поблажки. Например:
- Доход от продажи акций налогом не облагается
- До 15% на авторский гонорар и доход от авторских прав
- До 10% на доход от выплаты прибыли и на выручку от продажи ценных бумаг
- До 5% на вознаграждение за использование Латвийской недвижимости
Что касается налогообложения при выплате дивидендов гражданину Латвии, то пошлина составит 10%.
Согласно соглашению между Россией и Латвией об отмене двойного налогообложения, налаживание международного бизнеса с прибалтийским государством стало выгодным. Теперь бизнесменам не придется переплачивать за двойные налоги.
В Латвии две свободные экономические зоны. Получение права работы в таких местах – задача не сложная. Все что нужно сделать – инвестировать в экономику страны не менее миллиона евро. При соблюдении этого правила, в течении первых шести лет компания будет освобождена от уплаты налогов. Земельная пошлина в таком случае – 50%.
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Разновидности юридических лиц в Латвии
В Латвии сфера регистрации юридических лиц и частных предпринимателей регулируются законом «Коммерческое право». В соответствии с этим законодательным актом в стране используются следующие разновидности компаний, которые возможно открыть:
- Полное товарищество (Pilnsabiedrība, сокр. PS) — это юридические лица, целью которых является ведение коммерческой деятельности с использованием совместного наименования фирмы, и в котором два или более лица (участника) объединились на основе партнерского соглашения, без ограничения их ответственности перед кредиторами полного товарищества;
- Коммандитное товарищество (Komandītsabiedrība, сокр. KS) – это компания, которую решиле открыть двое или более участников с целью ведения коммерческой деятельности с совместным использованием названия компании, при этом ответственность участников общества перед кредиторами ограничивается их взносами;
- Общество с ограниченной ответственностью (Sabiedrība ар ierobežotu atbildību, сокр. SIA) – частные компании, акции которых публично не торгуются. Открывают микропредприятие и полное ООО;
- Акционерное общество (Akciju sabiedrība, сокр. AS) – юридическое лицо, акции которого могут свободно продаваться на рынке.
Общество с ограниченной ответственность и акционерное общество не несут ответственности по обязательствам своих акционеров и наоборот.
Частные предприниматели в свою очередь должны в своем названии использовать «individuālais KOMERSANTS» или сокр. IK. По законодательству указание формы собственности обязательно должно содержаться в начале либо в конце названия компании или предпринимателя.
В Латвии налог на прибыль составляет 20%, НДС — 21%. Предприятие полностью освобождается от налога на прибыль, если полученный доход реинвестируется. Соответственно, удерживается он только в случае распределения дивидендов. В этом случае компания фактически заплатит 25% (20% + коэффициент 0,8).
Также необходимо обратить пристальное внимание на выплаты, которые закон Латвии приравнивает к распределению прибыли. К таким расходам относятся:
- Расходы, не связанные с хозяйственной деятельностью компании
- Необеспеченная дебиторская задолженность
- Выплата завышенных процентов
- Выдача займов связанным лицам
- Недополученная прибыль от сделок со связанными лицами
- Выплата ликвидационной квоты.
Налоговый контроль для латвийского бизнеса
Ежегодно латвийская налоговая служба проводит не менее 13 тысяч проверок. Среди общего числа контрольных мероприятий встречаются как общие, так и тематические. В первом случае результативность проведения таких мероприятий достигает 98%, а проверки, посвященные отдельным вопросам, позволяют обнаружить нарушения в 64 компаниях из 100. Такая активность фискальных органов дает понять, что в течение трехлетнего периода проверка гарантированно предстоит любому бизнесмену.
По итогам ревизионных мероприятий налоговики доначисляют обязательства, определяют сумму штрафа (от 20% до 30%), а также подсчитывают пеню за весь период просрочки (на дату фактического погашения долга).
В дополнение к финансовым санкциям инспекторы могут инициировать применение и более радикальных мер: приостановление экономической деятельности и привлечение к уголовной ответственности по итогам налогового аудита. Справедливости ради нужно отметить, что столь суровое наказание за обман налоговой в Латвии может настигнуть только в том случае, если налогоплательщик проигнорировал рекомендации инспекции или отказался их выполнять без законного обжалования.
Наиболее сурово преследуются компании, которые уклоняются от официального оформления наемного персонала, скрывают доходы или используют поддельные документы с целью занизить величину налоговых обязательств.
Свободные экономические зоны
Свободными экономическими зонами в Латвии являются отдельные свободные порты и регионы:
- Рижский порт;
- Вентспилский порт;
- Лиепайская зона;
- Резекненская зона.
В пределах этих территорий действуют таможенные и налоговые льготы. Но в то же время существует лимит на их объемы.
Льготы не могут превышать 50% от величины вложений предприятия:
- снижение сбора на недвижимость – 80-100%;
- уменьшение подоходного налога для предпринимателей – на 80%;
- вычет из налогового дохода компании суммы инвестиций в инфраструктуру и затрат на социальную сферу, которые принадлежат государству либо системе самоуправления внутри этой территории;
- уменьшение подоходного налога для компаний на 80%, если нерезидентам выплачиваются дивиденды, оплата за консультационные или управленческие услуги, а также за интеллектуальную собственность;
- отсутствие НДС для товаров и услуг, производимых на территории свободного порта или экономической зоны;
- отсутствие акцизного и таможенного сбора за импорт в экономическую зону и экспорт заграницу.
В Латвии была разработана и запущена система возврата налогов с помощью автоматизированной системы СГД. Сайт заранее наполнен важными данными о поступивших от гражданина отчислениях, предназначенных ему льготах, а также об образовательных и медицинских расходах, оправданность которых очевидна и подтверждена.
Процедура возврата налоговых сборов происходит в такой последовательности:
- авторизация в системе СГД, где содержится подробная инструкция;
- на сайте нужно выбрать банк и согласиться на идентификацию;
- выбрать вкладку «Готовая декларация о доходах», определиться с годом и нажать кнопку подтверждения;
- запустится проверка автоматически внесенной информации;
- далее нужно заполнить бланки об оправданных затратах. Для каждого человека заполняется отдельный бланк;
- затем отправляются копии оправдательных чеков;
- подается декларация.
Решение по возврату налоговых платежей принимают сотрудники СГД. Налогоплательщик получит ответ в течение трех месяцев.
Особенности налогообложения физических лиц
Подоходный налог в Латвии уплачивается всеми резидентами независимо от страны происхождения соответствующих доходов. Используемая ставка не зависит от размера дохода и составляет 23%. Исторически размер этого фискального платежа уменьшается — до 2014 года ставка равнялась 24%. При расчете подоходного налога есть льгота для малоимущих, которые зарабатывают минимальную зарплату — 380 евро, в таком случае человек может рассчитывать на ежегодное послабление в размере от 700 до 1 380 евро. В результате для физлиц с минимальными доходами реальная ставка может составлять примерно от 13 до 18%.
Чтобы комплексно разобрать подоходный налог в Латвии, не обойтись без анализа фискальных платежей с фонда оплаты труда. Сравнительно низкая ставка подоходного налога сочетается с относительно большими взносами в фонды социального страхования. В Латвии ставка налога на социальное страхование равняется 34%, но ее в большей мере оплачивает работодатель, а с зарплаты работника удерживаются только оставшиеся 10,5%.
Если физическое лицо получает доход от капитала — проценты, дивидендные выплаты — с их сумы необходимо отдать государству 10%. В отношении доходов, полученных с прироста капитала, к примеру, прибыли от игры на фондовой бирже, ставка налога составляет 15%. Также физлицо, владеющее недвижимым имуществом, ежегодно платит соответствующий налог, ставка которого может составлять от 0,2 до 1,5% от кадастровой оценки стоимости объекта в зависимости его типа.
Таким образом, налоги в Латвии для частных лиц достаточно щадящие и стимулируют самозанятость населения. При прочих равных условиях работник компании будет платить больше налогов, чем индивидуальный предприниматель.
Уровень безработицы и перспективы мигрантов
Уровень безработицы в Латвии имеет устойчивую тенденцию к снижению. По данным Центрального статистического управления, в период с 2015 г. он упал с 10,2% до 8,1% трудоспособного населения. Этот показатель один из самых высоких среди государств Евросоюза и превышает уровень безработицы соседей. Например, в Литве – 7,3%, в Эстонии – 5,5%.
Значительная часть молодого, экономически активного населения Латвии эмигрирует в страны Западной Европы (Францию, Германию, Норвегию). Это вызвано доходами, которые превышают латвийские в 3-4 раза.
Сложившаяся ситуация на рынке труда открывает перспективы для трудовой миграции в Латвии, которая заинтересована прежде всего в представителях рабочих и сезонных специальностей.
Сбалансированное соотношение доходов и расходов жителей Латвии обеспечивает поддержание качества жизни населения на уровне, который приближается к среднеевропейскому.