Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовые и нефинансовые организации госсектора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Госсектор играет важную роль в экономике, обеспечивая стабильность и поддержку развития страны. Он выполняет широкий спектр функций, включая регулирование рынка, предоставление основных услуг и защиту интересов населения. Государственные организации в финансовом и нефинансовом секторе играют особенно важную роль в обеспечении финансовой стабильности и развития страны.
Особенности финансовых организаций госсектора
Еще одной особенностью финансовых организаций госсектора является их функциональная роль. Они выполняют функции как банковского, так и финансового посредника. В роли банка, финансовая организация госсектора предоставляет государственным органам и учреждениям услуги по хранению и обслуживанию денежных средств, а также предоставляет кредиты и займы. В роли финансового посредника, она проводит операции с ценными бумагами, участвует в финансировании проектов государственного значения и проводит операции на финансовых рынках.
- Использование государственных ресурсов: Финансовые организации госсектора могут использовать государственные ресурсы для обеспечения финансовых потребностей государства и исполнения его функций.
- Регуляция и контроль: Финансовые организации госсектора подвержены регуляции и контролю государственных органов, так как они выполняют государственные функции и осуществляют операции с государственными финансовыми ресурсами.
- Социальная ответственность: Финансовые организации госсектора также несут социальную ответственность перед государством и обществом. Они осуществляют финансирование социально значимых проектов и программ, направленных на повышение благосостояния населения и развитие экономики.
Особенности нефинансовых организаций госсектора
Одной из основных особенностей нефинансовых организаций госсектора является их структура управления. В большинстве случаев они подчинены государственным органам или общественным организациям, и их деятельность регулируется особыми нормами и законами. Они обязаны отчитываться о своей деятельности перед соответствующими органами и предоставлять отчеты о достижении поставленных целей. Это обеспечивает эффективность и прозрачность работы нефинансовых организаций госсектора.
Еще одной особенностью является то, что нефинансовые организации госсектора часто обладают монопольным положением на рынке. Например, государственные учреждения часто являются единственными провайдерами определенных услуг, таких как здравоохранение или образование. Это означает, что они не подвержены конкуренции и не стремятся максимизировать прибыль, а сконцентрированы на обеспечении доступности и качества предоставляемых услуг для населения.
Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?
Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.
Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:
В отношении НФА могут осуществляться операции:
Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.
Эксперты КонсультантПлюс привели образец заполнения инвентарного списка нефинансовых активов по форме 0504034. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.
Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:
О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».
Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153
Финансовый сектор – это сектор экономики, состоящий из фирм и учреждений, предоставляющих финансовые услуги коммерческим и розничным клиентам. Этот сектор включает в себя широкий спектр отраслей, включая банки, инвестиционные компании, страховые компании и фирмы по недвижимости.
- Финансовый сектор – это сектор экономики, состоящий из фирм и учреждений, предоставляющих финансовые услуги коммерческим и розничным клиентам.
- Сильный финансовый сектор – признак здоровой экономики.
- Финансовый сектор получает значительную часть доходов за счет кредитов и ипотечных кредитов и процветает в условиях низких процентных ставок.
- Сектор состоит из множества различных отраслей, включая банки, инвестиционные компании, страховые компании и фирмы по недвижимости.
Экономисты часто связывают общее состояние экономики со здоровьем финансового сектора. Если финансовые компании слабые, это наносит ущерб среднему потребителю. Финансовые компании предоставляют ссуды для бизнеса, ипотечные кредиты домовладельцам и страхование потребителей. Если ограничить эту деятельность, это замедлит рост как малого бизнеса, так и недвижимости.
Финансовые акции – очень популярные инвестиции в портфель. Большинство компаний сектора выплачивают дивиденды и оцениваются по общей устойчивости их финансового состояния. Во время финансового кризиса 2007–2008 годов финансовый сектор пострадал сильнее всего, поскольку такие компании, как Lehman Brothers, объявили о банкротстве. После притока государственного регулирования и реструктуризации финансовый сектор значительно окреп.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
Какое определение можно дать нефинансовым произведенным активам и какие, например, объекты входят в их состав?
Производственные активы формируются благодаря осуществлению производственной деятельности. В их состав входят:
К основным фондам относятся производственные объекты, создание которых обусловлено производственными процессами, а их использование осуществляется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме. При этом стоимость указанных объектов со временем утрачивается.
Запасы в отличие от основных фондов используются в производственном процессе однократно, при этом они полностью переносят свою стоимость на продукцию или услуги за один производственный цикл, видоизменяя свою натурально-вещественную форму.
К ценностям относят непотребляемые дорогостоящие активы: драгоценные металлы, камни, произведения искусства и т. д., а также те НА, которые нельзя отнести к другим видам непроизведенных активов.
Как определить тип контрагента?
В соответствии с разъяснениями Минфина, доведенными Письмом от 08.05.2019 № 02-08-10/33580 (далее – Рекомендации по ИСЭ), при классификации расчетов в целях правильного применения подстатей КОСГУ необходимо определять институциональную принадлежность контрагентов к секторам экономики.
К сведению: классификация институциональных секторов экономики (ИСЭ) представляет собой стандартное инструментальное средство систематизации и структурирования информации в соответствии с международными правилами и является составной частью нормативно-справочной информации, в том числе для использования в системе государственной статистики.
На основании Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОК 028-2012), утвержденного Приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст критерии отнесения институциональных единиц к тому или иному институциональному сектору экономики определяются Федеральной службой государственной статистики по данным об их экономической деятельности за каждый отчетный год и применяются с учетом их сохранения в течение трех лет подряд.
Энциклопедия решений. Организации бюджетной сферы
Организации государственного сектора
— государственные (муниципальные) учреждения;
— органы местного самоуправления;
— органы управления государственных внебюджетных фондов;
— органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.
Такое обособление сделано, по-видимому, в целях выделения группы субъектов бюджетной сферы, в отношении которых применяются специальные правила.
Например, для организаций государственного сектора в соответствии с бюджетным законодательством РФ устанавливаются:
— формы первичных учетных документов (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ);
— регистры бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ);
— состав бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 4 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).
В определение «организации государственного сектора» не включены такие субъекты, как государственные корпорации, коммерческие организации (унитарные предприятия), созданные на базе государственного (муниципального) имущества, некоммерческие организации, учредителями которых являются публично-правовые образования (в частности, автономные некоммерческие организации), частные некоммерческие организации, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления, хозяйственные общества с долей участия РФ (субъекта РФ, муниципального образования) в уставном капитале, государственные компании.
Рассмотрим подробнее субъектов, подпадающих под понятие «организации государственного сектора».
Государственные и муниципальные учреждения могут быть следующих типов (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ):
Правовое положение государственных учреждений определяется нормами:
— Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
2. Государственными академиями наук являются :
Российская академия наук (РАН);
Российская академия образования;
Российская академия архитектуры и строительных наук;
Российская академия художеств.
Это некоммерческие организации, созданные в форме федеральных государственных бюджетных учреждений. Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук от имени РФ осуществляются Правительством РФ. Отдельные функции и полномочия учредителя и собственника имущества могут быть переданы уполномоченным федеральным органам исполнительной власти (п.п. 1 и 5 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).
Для чего нужно определять тип контрагента?
Единые правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности установлены Порядком применения классификации операций сектора государственного управления (далее – Порядок № 209н).
В соответствии с п. 13.6, 14.6, 15.3, 16.3 Порядка № 209н операции по увеличению (уменьшению) прочей дебиторской и кредиторской задолженности отражаются в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения спорта учете на подстатьях статей 560, 660, 730, 830 КОСГУ.
При этом в третьем разряде указанные коды КОСГУ детализируются по типу контрагента, с которым бюджетное (автономное) учреждение спорта проводит расчеты. В зависимости от типа контрагента применяются следующие подстатьи КОСГУ:
Тип контрагента |
Подстатья КОСГУ |
Обоснование |
|||
Дебиторская задолженность |
Кредиторская задолженность |
||||
Увеличение задолженности |
Уменьшение задолженности |
Увеличение задолженности |
Уменьшение задолженности |
||
Участники бюджетного процесса |
561 |
661 |
831 |
731 |
Пункты 13.6.1, 14.6.1, 15.3.1, 16.3.1 Порядка № 209н |
Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения |
562 |
662 |
832 |
732 |
Пункты 13.6.2, 14.6.2, 15.3.2, 16.3.2 Порядка № 209н |
Финансовые и нефинансовые организации государственного сектора |
563 |
663 |
833 |
733 |
Пункты 13.6.3, 14.6.3, 15.3.3, 16.3.3 Порядка № 209н |
Иные нефинансовые организации |
564 |
664 |
834 |
734 |
Пункты 13.6.4, 14.6.4, 15.3.4, 16.3.4 Порядка № 209н |
Иные финансовые организации |
565 |
665 |
835 |
735 |
Пункты 13.6.5, 14.6.5, 15.3.5, 16.3.5 Порядка № 209н |
Некоммерческие организации и физические лица – производители товаров, работ, услуг |
566 |
666 |
836 |
736 |
Пункты 13.6.6, 14.6.6, 15.3.6, 16.3.6 Порядка № 209н |
Физические лица |
567 |
667 |
837 |
737 |
Пункты 13.6.7, 14.6.7, 15.3.7, 16.3.7 Порядка № 209н |
Наднациональные организации и правительства иностранных государств |
568 |
668 |
838 |
738 |
Пункты 13.6.8, 14.6.8, 15.3.8, 16.3.8 Порядка № 209н |
Нерезиденты |
569 |
669 |
839 |
739 |
Пункты 13.6.9, 14.6.9, 15.3.9, 16.3.9 Порядка № 209н |
Какие контрагенты относятся к участникам бюджетного процесса?
В соответствии с п. 13.5.1, 13.6.1, 15.3.1, 16.3.1 Порядка № 209н, разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210 к участникам бюджетного процесса относятся:
-
ГРБС, РБС, ПБС;
-
государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, наделенные полномочиями по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
-
иные ПБС, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;
-
ГАДБ, АДБ;
-
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
-
органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов.
Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 N 209Н
Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.
Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.
Сектор государственных учреждений – совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.
Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.
Внешний сектор – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.
По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.
Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.
Нерыночный сектор – производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.
Нефинансовые активы – это вся совокупность объектов определенного предприятия, организации, частной фирмы, бюджетного учреждения, которые относятся к имущественной категории и призваны помогать получать прибыль. Таким образом, становится понятно, что они связаны с процессом производства – являются его неотъемлемой частью. Именно поэтому они должны участвовать в бухгалтерском бюджетном учете.
Рассматривая структуру, можно выделить следующие виды:
- Первая категория – это произведенные ресурсы. Для того чтобы воспользоваться ими, индивидуальный предприниматель должен приложить определенные усилия для их получения. К ним относятся – все сооружения и недвижимость в распоряжении собственника (жилая и нежилая); машины и оборудование для производства и оказания услуг; живые организмы, выращивание которых необходимо для производства; любое программное обеспечение и прописанные коды для функционирования оборудования и совершения определенных действий в производственном цикле; произведения искусства; процесс разведки полезных ископаемых и все, что привлекается для получения этого результата; все запасы, которые используются для производства или оказания услуг; любые объекты, представляющие ценности для предприятия.
- Непроизведенные нефинансовые активы включают в себя – землю независимо от ее площади; недра и полезные ископаемые; любые биологические ресурсы, которые используются для получения выгоды; водные ресурсы с учетом ограничений по законодательству; патентные документы, которые помогают запустить производство и наладить выпуск той или иной продукции; репутация организации, включая бренд, слоган, девиз. А также ряд других нефинансовых активов у организаций как государственного, так и частного сектора, включая часть имущества казны, на которую они могут рассчитывать в ходе участия в различных грантовых программах.
Прежде, чем проводить комиссии по инвентаризации и анализировать необходимость в поступлении нефинансовых активов, следует четко представлять себе структуру, списки и обязательства по степени ликвидности. Они разделяются на:
- Быстрореализуемые денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
- Медленно реализуемые активы в форме запасов.
- Средние по длительности, так называемые дебиторские задолженности. Сюда же относятся и труднореализуемые активы во внеоборотной форме.
- Второй раздел — это пассивы, в которых стоит выделить срочные обязательства перед кредиторами: краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, постоянные пассивы в фиксированном виде.
Учитывая эту особенность можно грамотно распределить финансы и совершить правильные вложения.
Назначение финансов государственного сектора экономики обусловлено основными функциями финансов, которыми являются:
- распределительная (формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, перераспределение финансовых ресурсов между материальной и нематериальной сферами, обеспечения непрерывного процесса производства, материального стимулирования работников);
- обеспечительная (обеспечение структурных экономических реформ, кругооборота внеоборотных и оборотных активов, поддержка стратегических и приоритетных отраслей экономики, обеспечения социальных гарантий населения)
- контрольная (контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов).
Выполнения возложенных на финансы государственного сектора функций, связанное с формированием финансовых ресурсов государства и выполнением ею обязательств социально-экономического направления.
Система финансовых отношений субъектов государственного сектора экономики, включает в себя те же финансовые отношения, и финансы любого предприятия, поскольку характер и направления хозяйственной и финансовой деятельности не зависят от формы собственности. Объектом финансовых отношений государственных предприятий, как и предприятий других форм собственности, являются процессы распределения стоимости валовой продукции, а именно – дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Инструментом финансовых отношений являются денежные средства. Сферы финансовых отношений государственных предприятий имеют два уровня: внутренние и внешние финансовые отношения.
Внутренние финансовые отношения субъектов государственного сектора имеют преимущественно распределительный характер и включают: финансовые отношения по поводу формирования уставного капитала, которые могут возникать как с государством, так и с негосударственными учредителями (собственниками) финансовые отношения, связанные с образованием и распределением первичных денежных доходов (выручки, прибыли, денежных фондов); финансовые отношения по поводу формирования и использования амортизационных отчислений.
Сектор государственного управления
СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (13)
1. Сектор государственного управления Российской Федерации включает органы государственной власти (государственные органы) и органы местного самоуправления и их учреждения, которые представляют собой структуры, образованные в результате политических процессов и обладающие законодательной, судебной или исполнительной властью в пределах определенной территории.
Основные экономические функции органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления состоят в следующем:
— разработка и утверждение правовых основ экономики;
— определение приоритетов экономического и макроэкономического развития;
— обеспечение эффективной работы рыночного механизма, в том числе осуществление антимонопольной политики;
— осуществление регулирования экономической деятельности на основе проведения экономической политики;
— обеспечение социальной защиты населения.
Сектор государственного управления в соответствии с положениями СНС-2008 включает следующие подсекторы:
— «Федеральные органы государственной власти (государственные органы)» (131);
— «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации» (132);
— «Органы местного самоуправления» (133);
— «Фонды государственного социального обеспечения (государственные внебюджетные фонды)» (134).
2. В состав подсектора «Федеральные органы государственной власти (государственные органы)» (131) включаются:
2.1 Главные администраторы средств федерального бюджета и подведомственные им получатели бюджетных средств; федеральные бюджетные учреждения; федеральные автономные учреждения; иные получатели средств федерального бюджета, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; Государственная корпорация Российской Федерации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»; Государственная компания «Российские автомобильные дороги».
2.2 Корпоративные юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:
— Российская Федерация является владельцем более 50% акций (долей);
Здесь и далее под основными потребителями понимаются юридические лица, приобретающие более 50% производимых товаров, работ (услуг).
При условии, что юридическое лицо не находится в стадии ликвидации.
2.3 Унитарные юридические лица, за исключением государственных учреждений Российской Федерации и за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, в состав учредителей которых входят юридические лица, указанные в п. 2.1, разность между чистой прибылью (убытком) которых и суммой полученных целевых субсидий и (или) иных безвозмездных перечислений от юридических лиц, указанных в п. 2.1, имеет отрицательную величину за каждый год из последних трех лет или выполнение работ (оказание услуг) которыми за последние три года не осуществлялось, или основными потребителями работ (услуг) которых являются юридические лица, указанные в п. 2.1.
3. В состав подсектора «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации» (132) включаются:
3.1 Главные администраторы средств бюджетов субъектов Российской Федерации и подведомственные им получатели бюджетных средств; государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации; государственные автономные учреждения субъектов Российской Федерации; иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
3.2 Корпоративные юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:
— субъекты Российской Федерации являются владельцами более 50% акций (долей);
При условии, что юридическое лицо не находится в стадии ликвидации.
3.3 Унитарные юридические лица, за исключением государственных учреждений субъектов Российской Федерации и за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, в состав учредителей которых входят юридические лица, указанные в п. 3.1, разность между чистой прибылью (убытком) которых и суммой полученных целевых субсидий и (или) иных безвозмездных перечислений от юридических лиц, указанных в п. 3.1, имеет отрицательную величину за каждый из последних трех лет или выполнение работ (оказание услуг) которыми за последние три года не осуществлялось, или основными потребителями работ (услуг) которых являются юридические лица, указанные в п. 3.1.
4. В состав подсектора «Органы местного самоуправления» (133) включаются:
4.1 Главные администраторы доходов бюджетов муниципальных образований и подведомственные им получатели бюджетных средств; муниципальные бюджетные учреждения муниципальных образований; муниципальные автономные учреждения муниципальных образований; иные получатели средств бюджетов муниципальных образований, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени муниципальных образований за счет средств бюджетов муниципальных образований.
4.2 Корпоративные юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:
— муниципальные образования являются владельцами более 50% акций (долей);
При условии, что юридическое лицо не находится в стадии ликвидации.
4.3 Унитарные юридические лица, за исключением муниципальных учреждений и за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, в состав учредителей которых входят юридические лица, указанные в п. 4.1, разность между чистой прибылью (убытком) которых и суммой полученных целевых субсидий и (или) иных безвозмездных перечислений от юридических лиц, указанных в п. 4.1, имеет отрицательную величину за каждый из последних трех лет или выполнение работ (оказание услуг) которыми за последние три года не осуществлялось, или основными потребителями работ (услуг) которых являются юридические лица, указанные в п. 4.1.
5. В состав подсектора «Фонды государственного социального обеспечения (государственные внебюджетные фонды)» (134) включаются:
— Пенсионный фонд Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;
— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;
— Фонд социального страхования Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;
— бюджетные учреждения Фонда социального страхования Российской Федерации;
— территориальные фонды обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации и подведомственные им получатели бюджетных средств.
Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 N 209Н
Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числу обычно относят секторы предприятий, домашних хозяйств, государственных учреждений, а также внешний сектор. Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.
Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.
Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.
Сектор государственных учреждений – совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.
Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.
Внешний сектор – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.
По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.
Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.
Нерыночный сектор – производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.
Нефинансовые активы – это вся совокупность объектов определенного предприятия, организации, частной фирмы, бюджетного учреждения, которые относятся к имущественной категории и призваны помогать получать прибыль. Таким образом, становится понятно, что они связаны с процессом производства – являются его неотъемлемой частью. Именно поэтому они должны участвовать в бухгалтерском бюджетном учете.
Рассматривая структуру, можно выделить следующие виды:
- Первая категория – это произведенные ресурсы. Для того чтобы воспользоваться ими, индивидуальный предприниматель должен приложить определенные усилия для их получения. К ним относятся – все сооружения и недвижимость в распоряжении собственника (жилая и нежилая); машины и оборудование для производства и оказания услуг; живые организмы, выращивание которых необходимо для производства; любое программное обеспечение и прописанные коды для функционирования оборудования и совершения определенных действий в производственном цикле; произведения искусства; процесс разведки полезных ископаемых и все, что привлекается для получения этого результата; все запасы, которые используются для производства или оказания услуг; любые объекты, представляющие ценности для предприятия.
- Непроизведенные нефинансовые активы включают в себя – землю независимо от ее площади; недра и полезные ископаемые; любые биологические ресурсы, которые используются для получения выгоды; водные ресурсы с учетом ограничений по законодательству; патентные документы, которые помогают запустить производство и наладить выпуск той или иной продукции; репутация организации, включая бренд, слоган, девиз. А также ряд других нефинансовых активов у организаций как государственного, так и частного сектора, включая часть имущества казны, на которую они могут рассчитывать в ходе участия в различных грантовых программах.
Прежде, чем проводить комиссии по инвентаризации и анализировать необходимость в поступлении нефинансовых активов, следует четко представлять себе структуру, списки и обязательства по степени ликвидности. Они разделяются на:
- Быстрореализуемые денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
- Медленно реализуемые активы в форме запасов.
- Средние по длительности, так называемые дебиторские задолженности. Сюда же относятся и труднореализуемые активы во внеоборотной форме.
- Второй раздел — это пассивы, в которых стоит выделить срочные обязательства перед кредиторами: краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, постоянные пассивы в фиксированном виде.
Учитывая эту особенность можно грамотно распределить финансы и совершить правильные вложения.
Назначение финансов государственного сектора экономики обусловлено основными функциями финансов, которыми являются:
- распределительная (формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, перераспределение финансовых ресурсов между материальной и нематериальной сферами, обеспечения непрерывного процесса производства, материального стимулирования работников);
- обеспечительная (обеспечение структурных экономических реформ, кругооборота внеоборотных и оборотных активов, поддержка стратегических и приоритетных отраслей экономики, обеспечения социальных гарантий населения)
- контрольная (контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов).
Выполнения возложенных на финансы государственного сектора функций, связанное с формированием финансовых ресурсов государства и выполнением ею обязательств социально-экономического направления.
Система финансовых отношений субъектов государственного сектора экономики, включает в себя те же финансовые отношения, и финансы любого предприятия, поскольку характер и направления хозяйственной и финансовой деятельности не зависят от формы собственности. Объектом финансовых отношений государственных предприятий, как и предприятий других форм собственности, являются процессы распределения стоимости валовой продукции, а именно – дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Инструментом финансовых отношений являются денежные средства. Сферы финансовых отношений государственных предприятий имеют два уровня: внутренние и внешние финансовые отношения.
Внутренние финансовые отношения субъектов государственного сектора имеют преимущественно распределительный характер и включают: финансовые отношения по поводу формирования уставного капитала, которые могут возникать как с государством, так и с негосударственными учредителями (собственниками) финансовые отношения, связанные с образованием и распределением первичных денежных доходов (выручки, прибыли, денежных фондов); финансовые отношения по поводу формирования и использования амортизационных отчислений.
Кто обязан применять план счетов
Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.
Но и коммерсанты вправе организовать бухгалтерский учет в рамках своей деятельности. Запрета на ведение нет. Индивидуальные предприниматели принимают решение самостоятельно. Если ведение бухучета необходимо, то придется соблюдать действующие правила:
- Разрабатывать и утверждать учетную политику.
- Назначать ответственных лиц.
- Вести первичную и учетную документацию.
- Проводить ревизии, инвентаризации и проверки.
- Составлять финансовую отчетность.
Некоторые экономические субъекты вправе вести бухучет в упрощенном виде. Например, некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства, представители Сколково. Но даже переход на упрощенный способ не освобождает от использования единого ПС.
Финансовые и нефинансовые организации государственного сектора
В заключение отметим, что статус контрагента определяется на дату совершения операции. Для этого следует проанализировать информацию о нем (о его организационно-правовой форме), содержащуюся:
- в договорах, первичных документах, поступающих от контрагента (в том числе в фирменных бланках, оттиске печати);
- на официальном сайте;
- в учредительных документах;
- в выписках из единых государственных реестров юридических лиц (ЕГРЮЛ), индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2019 год
Теперь станет проще детализировать по контрагентам операции, увеличивающие (уменьшающие) задолженность по предоставленным заимствованиям, увеличивающие (уменьшающие) стоимость иных финансовых активов, увеличивающие (уменьшающие) дебиторскую, кредиторскую задолженности (речь идет о детализации статей 540 (640), 560 (660), 730 (830) КОСГУ). Такой перечень прямо установлен в новом 7.1 Порядка № 209н. В него включены:
-
участники бюджетного процесса. К ним относятся, в частности, главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств. Полный список субъектов, являющихся участниками бюджетного процесса, приведен в п. 13.5.1 Порядка № 209н;
-
государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения;
-
организации государственного сектора, в качестве которых выступают: государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании;
-
некоммерческие организации и физические лица – производители товаров, работ, услуг;
-
иные финансовые и нефинансовые организации. Отметим, что к финансовым организациям относятся банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации. Нефинансовыми признаются организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, выполнением нефинансовых работ (п. 10.4 Порядка № 209н);
-
физические лица, в том числе нерезиденты;
-
наднациональные организации и правительства иностранных государств;
-
нерезиденты (за исключением физических лиц, наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций).
Также в новом п. 7.1 Порядка № 209н установлено, чтоесли в течение финансового года юридическое лицо реорганизовано, в связи с чем на конец финансового года (на конец осуществления расчетов с ним) оно относится к иной группе лиц, отличной от той, к которой оно относилось на начало финансового года (на начало осуществления расчетов с ним), то операции по расчетам с данным юридическим лицом в течение финансового года подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым они отражались на начало финансового года (на начало осуществления расчетов с ним).
Расчет основных макроэкономических показателей для СНС на базе данных федеральной службы государственной статистики и финансовой отчетности организаций Российской Федерации за 2007 г., млн руб.
------T--------------------------------------------------------T----------¬
¦N п/п¦ Показатель ¦ Сумма ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 1 ¦Валовой выпуск продукции (товаров, работ и нефинансовых ¦43 732 084¦
¦ ¦услуг) (ВВ) ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 2 ¦Промежуточное потребление (ПП) ¦22 220 712¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 3 ¦Валовая добавленная стоимость (ВДС) или ВВП ¦21 511 372¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 4 ¦Оплата труда наемных работников (ОТНР) ¦ 9 465 004¦
¦ ¦В том числе: ¦ ¦
¦ ¦затраты на оплату труда ¦ ¦
¦ ¦отчисления на социальные нужды ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 5 ¦Налоги на производство и импорт (НПИ) ¦ 4 302 274¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 6 ¦Валовая прибыль (ВП) ¦ 7 744 094¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 7 ¦Передано другим секторам экономики ¦12 564 155¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 8 ¦Доходы от собственности полученные (ДСП) ¦ 2 065 664¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 9 ¦Доходы от собственности, выплаченные и переданные другим¦ 4 048 221¦
¦ ¦секторам экономики (ДСВ) ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 10 ¦Сальдо первичных доходов (СПД) ¦19 528 815¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 11 ¦Балансовая прибыль (БП) ¦ 7 744 094¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 12 ¦Амортизация основных средств и нематериальных активов ¦ 1 223 566¦
¦ ¦(АОС) ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 13 ¦Текущие трансферты, полученные (ТТП) ¦ 600 525¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 14 ¦Текущие трансферты выплаченные (ТТВ) ¦ 2 968 380¦
¦ ¦В том числе: ¦ ¦
¦ ¦на платежи государству (ТТПГ) ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 15 ¦Валовой располагаемый доход (ВРД) ¦17 160 960¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 16 ¦Социальные трансферты в натуральной форме полученные ¦ - ¦
¦ ¦(СТНФП) ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 17 ¦Социальные трансферты в натуральной форме выплаченные ¦ - ¦
¦ ¦(СТНФВ) ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 18 ¦Скорректированный располагаемый доход (СРД) ¦17 160 960¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 19 ¦Капитальные трансферты полученные (КТП) ¦ 433 039¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 20 ¦Капитальные трансферты выплаченные (КТВ) ¦ 6 319¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 21 ¦Валовые сбережения (ВСб) ¦ 4 596 805¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 22 ¦Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) ¦ 4 000 203¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 23 ¦Чистое кредитование (ЧКр) ¦ 1 023 322¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 24 ¦Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) ¦ 3 843 332¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 25 ¦Статистическое расхождение при составлении финансового ¦ 223 864¦
¦ ¦счета (СРФС) ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 26 ¦Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО) ¦ 3 043 874¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 27 ¦Изменение источников собственных средств (ИИСС) ¦ 4 799 661¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 28 ¦Изменение в балансе активов и пассивов (ИБАП) ¦ 7 843 535¦
L-----+--------------------------------------------------------+-----------
При этом в сводный отчет о прибылях и убытках (табл. 2) включена выручка брутто от реализации продукции (код строки 000). Разность между выручкой брутто и выручкой нетто от реализации продукции представляет собой косвенные налоги в составе добавленной стоимости (код строки 270). Экономические показатели табл. 2 позволяют рассчитать валовой выпуск продукции, налоги на производство и импорт, балансовую прибыль, а также другие макроэкономические показатели, необходимые для составления системы национальных счетов.
Балансовая прибыль (табл. 2, код строки 140) окажется равной выручке нетто от реализации продукции минус себестоимость проданных товаров, коммерческие расходы, управленческие расходы, плюс проценты к получению, минус проценты к уплате, плюс доходы от участия в других организациях и прочие доходы, минус прочие расходы.
Поскольку для составления СНС требуется только изменение активов и пассивов баланса, графы 3 и 4 не заполняются. Такое преобразование сводного баланса позволяет рассчитать изменения нефинансовых, финансовых и неосязаемых активов; материальных запасов и затрат; источников собственных средств и финансовых обязательств. Эта информация используется для составления счета операций с капиталом, финансового и балансового национальных счетов на базе финансовой отчетности организаций за отчетный год.
Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?
Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.
Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:
В отношении НФА могут осуществляться операции:
Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.
Эксперты КонсультантПлюс привели образец заполнения инвентарного списка нефинансовых активов по форме 0504034. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.
Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:
О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».
Ломбард — финансовая организация, которая занимается выдачей займов под залог ликвидного имущества. Существует несколько видов ломбардов и все они делятся по типу залога.
Например, бывают ломбарды, которые принимают в залог исключительно драгоценные изделия либо автомобили, а есть организации, которые выдают займы под залог любого ликвидного имущества от золота до антиквариата.
НПФ (негосударственный пенсионный фонд) — организация, которая осуществляет негосударственное пенсионное обеспечение своих участников. В таком фонде находятся деньги, предназначенные для выплат населению в качестве накопительной части пенсии.
В большинстве случаев предложения НПФ гораздо выгоднее, чем у Пенсионного Фонда России, поэтому граждане несут деньги именно туда.
Выделяется финансовая и нефинансовая отчетность. Первая часто еще называется бухгалтерской. Они необходимы для того, чтобы следить за целевым использованием имеющихся ресурсов, предотвращать разворовывание и пропажу. Эти виды отчетности регулируются целым рядом нормативно-правовых и рекомендационных документов международного, федерального и организационного уровней. А теперь давайте рассмотрим их более внимательно.
Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости, которая определяется в зависимости от направления поступления:
- при покупке или строительстве (изготовлении) – как сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ);
- при получении по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами — как стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору;
- при получении объектов по договору лизинга (сублизинга) — как сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов;
- при получении объектов по договору дарения или принятии к учету ранее неучтенных объектов – как текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов). Для объектов, полученных по договорам дарения, текущая рыночная стоимость увеличивается на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования;
- при передачи (получении) объектов государственного (муниципального) имущества между субъектами учета, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав – как балансовая (фактическая) стоимость объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной амортизации.
Ресурсы, созданные в результате приложенного усилия субъектом хозяйственной деятельности, относятся к категории произведенных.
К активам их можно отнести в случае, если ценность объектов выражается в денежной интерпретации. К их категории относятся элементы основных фондов. Ими может быть недвижимость, на территории которой ведется хозяйствование. Она может относиться к жилому или нежилому фонду. Единственным требованием является ее использование в целях получения прибыли.
Методологический комментарий к Обзору центрального банка, Обзору кредитных организаций, Обзору банковской системы, Обзору других финансовых организаций, Обзору финансового сектора
Таблицы «Обзор центрального банка», «Обзор кредитных организаций», «Обзор банковской системы», «Обзор других финансовых организаций», «Обзор финансового сектора» составлены в соответствии с требованиями международных статистических стандартов по формированию макроэкономических финансовых показателей.
Обязательства перед нерезидентами включают все виды заимствований Банка России у нерезидентов (депозиты, корреспондентские счета банков-нерезидентов в Банке России, кредиты, прочие расчеты с фирмами-нерезидентами и т.п.), а также СДР, полученные Российской Федерацией в порядке распределения. Показатель включает зиты, кредиты и займы, обязательства по распределенным СДР и прочие обязательства.
Требования к кредитным организациям учитывают кредиты, предоставленные Банком России кредитным организациям (включая банки с отозванной лицензией), просроченную задолженность и просроченные проценты по кредитам, средства, предоставленные Банком России кредитным организациям на условиях РЕПО, размещенные Банком России в кредитных организациях депозиты, вложения Банка России в долговые ценные бумаги кредитных организаций и долговые ценные бумаги государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также участие Банка России в капиталах кредитных организаций. Показатель включает кредиты и депозиты, из них РЕПО, долговые ценные бумаги и прочие требования.
Чистые требования к органам государственного управления включают требования со стороны Банка России к органам государственного управления Российской Федерации, финансовым органам cубъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и внебюджетным фондам субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за вычетом обязательств Банка России перед указанными органами государственного управления.